К лету 1942 года в Курске действовали две подпольные организации. Первую возглавлял главный врач областной больницы хирург Ю. А. Козубовский. Здесь преобладали в основном медики. С ноября 1941 года, когда в город вошли фашисты, они успели спасти 20 ополченцев, которые не успели выбраться из города. Под видом больных их разместили на лечение, а потом «выздоровевших» отпустили по домам. Всё время до освобождения Курска в феврале 1943 года они спасали людей от угона в Германию выдавая фиктивные справки то об инвалидности, то о перенесённых операциях.
Вторую организацию сопротивления организовали железнодорожники. Возглавил её машинист из паровозного депо «Курск» Павел Бабкин. Они держали связь с 1-й Партизанской бригадой края. Получали задания и отправляли добытые сведения в отряд. Помогал командиру этой организации его сын, тоже Павел. Партизаны снабжали их средствами для диверсий и листовками для населения.
Младший Бабкин вспоминал, что стал фактически первым помощником отца. Потом в группу вошли работники депо, машинисты и бойцы, вышедшие из окружения. Всех их старший Павел знал по прежней совместной работе. Подпольщики взрывали паровозы, выводили из строя вагоны, по переданным координатам советские самолёты не оставили «камня на камне» от местного немецкого аэродрома, бомбили хранилища с топливом и составы.
Бабкин-старший устроился возчиком в похоронное бюро. Дело неприятное, но это давало ему возможность беспрепятственно проезжать через любой район города, наблюдать и собирать сведения. Согласно документам, командир подпольщиков-железнодорожников возил на погост умерших от инфекции. Немцы старались к такой повозке не особенно приближаться. А наши, случалось, перевозили в ней оружие и даже взрывчатку.
Молодёжную часть группы возглавлял Павел Павлович. Они прослушивали сводки Совинформбюро, потом размножали и распространяли листовки.
В палате той части госпиталя, где лечились немцы, отдельно расположили тяжелораненых советских лётчиков – Павла Бубекова, Константина Длужицкого и Николая Евграфова. У немцев были на них свои планы. Как только им стало лучше, встал вопрос о том, чтобы организовать побег. В госпитале умело маскировали состояние лётчиков и пока что фашистам даже в голову не приходило, что они могут ходить.
План побега разрабатывал Павел Бабкин-старший. В переправке лётчиков в партизанскую бригаду принимали участие хирург Евгения Коровина и медсестра Анна Булгакова. Подпольщики нашли боевым лётчикам гражданскую одежду, передали адреса, по которым они должны были добраться в городе (основной и запасной).
Всё прошло удачно. 17 ноября 1942 года раненые с помощью врача и медсестры выбрались из больницы. На адресе их ждали Бабкины отец и сын. На подводе лётчиков удалось переправить в отряд. Известно, что Николай Евграфов дожил до конца войны и был награждён четырьмя боевыми орденами.
После освобождения Курска в марте 1943 года курские подпольщики были награждены орденами и медалями. Павлу Бабкину вручили орден Отечественной войны II степени, его сыну Павлу – орден Красной Звезды.
Уже в новой России 20 августа 1998 года на доме, где жили два Павла Павловича Бабкина была установлена мемориальная доска с указанием того, что в годы оккупации здесь базировалась разведывательно-диверсионная группа, которой руководил паровозный машинист П. П. Бабкин.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.