Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые сорок одна часть:
1. Об осмысленности и автоматизме;
2. Кружковская задача;
3. Кружковская задача 2;
4. Шахматематика;
5. Кружковская задача 3;
6. Уровни очевидности;
7. Комплексный тест;
8. Кружковская задача 4;
9. Кружковская задача 5;
10. Разрезания и замощения;
11. Кружковская задача 6;
12. Кружковская задача 7;
13. Авторская задача;
14. Кружковская задача 8;
15. Задача про жизнь;
16. Кружковская задача 9;
17. Кружковская задача 10;
18. Хитрые доминошки;
19. Школьная задача;
20. Кружковская задача 11;
21. Деление с остатком;
22. Оценка плюс пример;
23. Опять двадцать пять...;
24. Кружковская задача 12;
25. Про календарь;
26. Кружковская задача 13;
27. Великая комбинаторика;
28. Дискретная непрерывность;
29. Кружковская задача 14;
30. Кружковская задача 15;
31. Ханойская башня;
32. Кружковская задача 16;
33. Кружковская задача 17;
34. Проценты;
35. Кружковская задача 18;
36. Кружковская задача 19;
37. Незадача;
38. Кружковская задача 20;
39. Кружковская задача 21;
40. Логика должна быть логичной;
41. Комбинаторика в школе.
Задача
Комментарий
Определения из учебника вызывают острое желание уйти в дальний окопчик и застрелиться. И сама задача настолько высосана из пальца, что ни один школьник в здравом уме не поймёт, насколько на самом деле эти самые графы полезны. Возникает вопрос: а для чего это чудо впихнули в учебник? Вредительство: намеренное или случайное?
Решение
а) Витя знаком с Колей и Серёжей, Коля - с Витей и Максимом, Максим - с Колей и Петей, Петя - с Максимом и Серёжей, а Серёжа - с Петей и Витей.
Для кружковца это не задача, это элементарное чтение рисунка, так же естественно, как выдохнуть или выпить воды.
б) Сплошные стрелочки выходят из вершин Б и Г, поэтому это мальчики, а из вершин А и В выходят пунктирные стрелочки, поэтому это девочки.
Кружковец смотрит на учителя со смесью непонимания и презрения, поскольку это тоже не задача, а какой-то бессмысленный бред. Но, может быть, это только вводная задача, знакомящая с понятием, и дальше будет что-то нормальное?..
Нет, не будет. Учебник только предложит графы как тему для проектной работы.
Нормальные задачи
Вот как-то так начинается знакомство с графами в кружке. Сперва задача, проблема, а потом уже дети самостоятельно рисуют объект для изучения. Лишь после того, как какие-то свойства изучены в частном случае, можно заводить определение и изучать его свойства в общем случае - иначе нет понимания целесообразности изучения объекта.
#математика #математическийкружок #образованиевроссии #школа
P.S. Не забывайте прочитать об истории математических кружков в Ленинграде/Санкт-Петербурге и обо мне.