В конце 17 века постоянные угрозы, нависавшие над сибирскими колонистами, никуда не делись. В Петровскую эпоху милитаризация населения Сибири лишь усиливалась. Дело в том, что были налеты казахов и других "воровских людей", и отбить эти нападения хотелось с минимальными для казны затратами.
Первым делом было приказано "поделать надолбы и всякие крепости", а чтобы поселения были менее уязвимы, запрещалось строить новые деревни в тех районах, где была вероятность нападения кочевников, только "при крепких и оборонных местах многолюдно"
В 1699 году Петр пошел еще дальше, были снесены все некрупные деревни, заимки, а всех переселенных свели в крупные слободы, защищаемые "всякими крепостьми". После этого все старые пищали по себестоимости продали крестьянам, обязав каждого иметь в хозяйстве ружье, копье и/или бердыш, что регулярно проверялось на смотрах. За отсутствие оружия полагался штраф - 1 рубль с человека. Это в 17 веке 3 с лишним пуда ржаной муки, 27 кило масла, бычок или сто (!) куриц. Если по одежде - то три овчинных тулупа или 10 рубах. короче, не забалуешь.
Тех слобод и деревень быть в готовности с опасением, чтоб у них, против наших великого государя прежних указов, было у всякого конного и пешего, ружье, пищали, копья, бердыши, саадаки, а в острожках и в драгунском полку и пушки
Немного позже вместо штрафа появилась принудительная покупка или обмен на хлеб (слышь, купи бердыш 😁)
Купить оружие было мало, нужна была дисциплина - потому среди крестьянского люда отбирались десятники и сотники, люди, надзиравшие за состоянием караулов и оружия. Ну и, само собой, без обучения никак:
а когда у них зимою дела нет, устроя у крестьян у 100 человек по капитану и порутчику и их же братьи мужиков воинскому делу учить без отговорки, у всякого б ружье в дому всегда в готовности было, и в летнее время тем ружьем могли б всякому неприятелю учинить пристойный отпор и себе оборону
В случае угрозы жители неукрепленных деревень все также должны были собираться в укреплениях.
Образование целых крестьянских полков привело к образованию нового "подвида" казаков, по сути своей. Их называли "выписными", впрочем, само народное ополчение оставалось и даже участвовало в походах.
Больше всего таких было в Западной Сибири , в 1751 г. там имелось 1400 выписных казаков и 800 в Ялуторовском уезде и 600 в Ишимском уезде. Оно и понятно - восстание башкиров.
В данном вопросе нам помогают доклады Киндермана, российский военачальник из "остзейского дворянства", служивший в Сибирской Губернии
К 1752 году Киндерман собрал серьезные силы в уездах - больше 9 тысяч рядовых и больше пятисот офицеров, набранных из дворян, дворянских детей и драгун. Формировались и "команды" из " живущих близ тех городов иноверцев". Отмечалось большое количество хранящейся артиллерии, не только в крепостях, но и в монастырях.
В целом, в Сибири образовывался новый социум, отличный от тех крестьян, что в это же время жил в центральной России. Хотя многие крестьяне наверняка воспринимали сборы и стройки как помеху, мешающую спокойно работать, но каких-то серьезных волнений никогда не отмечалось. Все, вероятно, понимали, насколько опасны кочевники.
Такие вот "боевые" крестьяне не были чем-то новым - кто-то наверняка в курсе, что крестьяне Поморья тоже были всегда при оружии да начеку, и именно оттуда пришло немало колонистов, осваивавших Сибирь.
Да и в любом случае уж очень долго приходилось соседствовать людям с кочевыми народами, чтобы это никак не оставило свой след. Подобные пестрые приграничные поселения начали в свое время складываться еще в 12-13 вв по старым русским рубежам, но появление такой новой силы, как монголы, это все буквально обнулило...
По материалам Владимира Пузанова, доктора исторических наук