Год назад в торговом центре "Зимняя вишня" в Кемерово произошел пожар. В результате страшной аварии погибли 60 человек, в том числе 37 детей. Эта трагедия сломала жизни сотен людей и потрясла всю страну.
"Зимняя вишня: Год после трагедии" - видео Следственного комитета РФ
Сразу после катастрофы было создано уникальное для современной России движение - люди из разных регионов России добровольно объединились и начали оказывать юридическую, психологическую и социальную помощь пострадавшим от пожара абсолютно бесплатно. "Общественный центр помощи пострадавшим от аварии в "Зимней вишне" собрал самых влиятельных юристов и правоведов страны, психологов, предпринимателей и просто неравнодушных граждан, готовых посвятить свое личное время и ресурсы тому, чтобы справедливость восторжествовала в судах по "Зимней вишне" и помогла реабилитации родственников погибших.
Ульяновский предприниматель Анна Туманова, директор консалтинговой компании AlterEgoConsulting и один из основателей Ульяновского Ротари-клуба, приняла участие в очередной работе Центра. Туманова рассказала С.К., как работает эта уникальная общественная организация, с какими трудностями она сталкивается в своей работе и как проходит сложный процесс реабилитации жертв и борьбы за их права.
Анна Туманова
Как все начиналось
Когда произошел пожар, наши коллеги из Ротари-клуба Новосибирска и Ротари-клуба Кемерово сразу же начали оказывать помощь. Конечно, вся эта история вызвала резонанс в обществе - все очень остро почувствовали, насколько незащищена и неэффективна государственная система. Функционирование государства, выполнение задач государственных структур ничем не гарантировано. Детей пускали в кино, дети не возвращались из кино, потому что кто-то на этом зарабатывал деньги. Пожарная система, которую вводили в эксплуатацию с завязанными глазами, совершенно необученный персонал, попытки вывести власти из-под суда...
Объединив специалистов из различных адвокатских палат, российские юристы решили помочь семьям жертв. Под эгидой Министерства юстиции они создали общественный центр как общественное объединение, не требующее регистрации. Ассоциация юристов России вмешалась и выделила средства на покрытие транспортных расходов адвокатов. Адвокаты решили работать совершенно бесплатно, без какого-либо вознаграждения. Многие из них даже отказались от "компенсации проезда" - они не предоставляли ни билетов, ни квитанций, просто платили сами. Каждый принимал свое решение и действовал так, как считал нужным.
О противостоянии
Можно сказать, что Центр всегда работал в очень враждебной среде. По сути, это единственная организация, которая защищает интересы жертв. В правительстве, регулирующих органах и бизнесе есть люди, которые не заинтересованы в честном расследовании и правосудии. Были попытки дискредитировать наших адвокатов, подстрекательские публикации и попытки вытеснить их из их работы. Я был потрясен, увидев это. Они систематически работали против нас, чтобы подорвать доверие жертв. Им говорили: "Не доверяйте адвокатам", "У них свои интересы", "Они делают пиар на крови" и т.д. Они так обращались почти с каждой семьей, с каждой жертвой.
В какой-то момент стало ясно, что мы слишком "лиричны", слишком непритязательны и недостаточно жестко подходим ко многим вопросам, что мы бьем себя по хвосту. Нам пришлось взять себя в руки. Сейчас все успокоилось, но я знаю, что все еще под капотом. Наконец-то люди поняли, что никто за пределами центра города не заботится об их интересах. Время все ставит на свои места. Каждый месяц есть чем заняться. Появляются новые жертвы.
В период с 30 марта 2018 года по 22 марта 2019 года была оказана бесплатная юридическая помощь (в разной степени в зависимости от заявления):
1. 76 граждан, являющихся родственниками 59 человек, погибших в торговом центре "Зимняя вишня".
2. не менее 10 граждан, которым причинен вред здоровью или моральный вред, поскольку они находились в торговом центре "Зимняя вишня" в момент возникновения пожара:
3. не менее 40 граждан, осуществляющих коммерческую деятельность в торговом центре "Зимняя вишня".
На сегодняшний день 41 родственник погибшего заключил соглашение с адвокатом о бесплатной юридической помощи для представления их интересов в уголовном процессе. Аналогичные соглашения будут заключены и с другими родственниками погибших по их просьбе. Работа по оказанию юридической помощи данной категории пострадавших по вопросам, связанным с гибелью их близких в торговом центре "Зимняя вишня", будет продолжаться до завершения уголовного процесса и получения гражданами предусмотренной законом компенсации.
О помощниках
Среди них есть как психологи, так и юристы. Я с уважением склоняюсь перед психологами, которые отстояли это страшное 40-дневное бдение. Я ценю, люблю и желаю успеха нашим юристам, которые собрались вместе, несмотря на все профессиональные противоречия в предыдущих схватках и делах. Они не называют свою компанию, только фамилии, чтобы не рекламировать свою работу. Я сожалею, что в этом году на пресс-конференции присутствовало мало представителей СМИ.
Пресс-конференция в Общественном центре
Мы знали, что через 2-3 месяца интерес к этой теме ослабнет и людям придется разбираться со всей этой историей самостоятельно. Но Гражданский центр не бросит их и доведет эту историю до конца. Знаете, мне так жить спокойнее. Я знаю, что если, не дай Бог, что-то случится, найдутся люди, которые встанут плечом к плечу и помогут друг другу, невзирая на угрозы тех, кто должен выполнять свои защитные обязанности. Я рада, что это люди совершенно разного возраста, от 30 лет и старше. Люди совершенно разные, у которых совершенно разный опыт, которые приехали из разных уголков страны, но они здесь все вместе. Это очень важная вещь.
Я была там летом. Я приехала туда, чтобы поддержать детей, потому что все начали профессионально выгорать: юристы, психологи, все вовлеченные. Давление было со всех сторон. Двум нашим адвокатам тоже понадобилась помощь психотерапевтов. Они больше не могли справляться с новыми делами. Они не могли усваивать информацию. Такие вещи должны уходить. Выговоритесь. В состоянии острого горя нереально трудно работать с людьми.
О бенефициарах
Есть волонтер из Кемерово - Светлана Казадаева. Она очень тесно сотрудничала с психологами. С помощью психологов она отбирала случаи, которые можно было использовать для помощи другим. Так родилась идея организовать соревнования по плаванию в память о Маше (8 лет) и Косте Агаркове (10 лет), которые занимались этим видом спорта. Члены клуба сами пришли к их семьям, и тренеры сказали, что мы хотим сделать что-то в память о детях. Властям до них не было никакого дела. Мы отправили информацию в "Ротари Россия", и я был очень удивлен: в течение двух часов были оплачены билеты двух чемпионов из Татарстана - Эрнеста Максумова и Эмиля Мухаметзянова. Мы сразу же нашли спонсоров в Кемерово. Это была чисто общественная инициатива, и она была реализована на государственные деньги.
Чемпионы принесли коробку с медалями. Дети были очень счастливы. Наталья Агаркова, мать погибших детей, два месяца не могла сдержать слез. Она написала, что в тот день впервые пришла на кладбище и просто сидела там. Дети тоже делали виньетки в память о Маше и Косте: рисовали воздушные шары с фотографиями Маши и Кости внутри. Как будто они улетели на небо. Мама тоже поместила эту картинку на памятник. Скоро под эгидой Ротари-клуба Кемерово и Общественного центра мы проведем эти соревнования во второй раз и планируем сделать их ежегодными.
***
Отец и сын потеряли мать и младшую сестру во время пожара. Отец - затворник, работающий в сфере информационных технологий. Он так долго не выходил на связь, что психологи беспокоились, что с ним что-то случилось. Об этом не сообщалось, но после пожара несколько родителей покончили жизнь самоубийством. Случайно, по телефону доверия, он сказал одному из психологов: "У меня есть билеты в Казань на матчи чемпионата мира по футболу". Он хотел отказаться от них. Психолог попросил его не делать этого. "Знаете, вы сейчас находитесь в очень мрачном месте, но у вас есть шанс создать для вашего сына хорошие воспоминания. Да, вы вернетесь в дом без матери и сестры. Но ребенок получит что-то другое - светлое, радостное".
Он взял себя в руки ради чести моего отца и ушел. В этот момент казанская сторона взяла его за руку. Они отвезли мальчика на тренировочную базу "Рубина", подарили ему футболки и организовали фотосессию с игроками. Затем ему выдали дневной абонемент, по которому он мог бесплатно посещать стадион. Он получил возможность побывать там, куда обычных болельщиков не пускают. Например, один из матчей он смотрел из комментаторской кабины. Потом их отправили в Турцию, затем снова в Казань на Мундиаль. Две недели они жили в фестивальном настроении. Как сказал один из моих знакомых: "Я встретил людей и попрощался с ними совершенно по-другому. У детей загорелись глаза. Они ожили. У моего отца теперь совсем другой голос. Он нашел в себе силы жить дальше, он обрел смысл". Мальчик играл в водное поло, но у него не было особого энтузиазма. Мы организовали для него встречу с командой по водному поло в Казани. Чемпионский дух заразил его, и он начал добиваться успеха.
О планах
Сейчас мы работаем над очень важной идеей - написанием памятной книги. Мы хотим привлечь всех родителей и родственников, чтобы они были услышаны. Это непрожитые жизни, нереализованные мечты - нам нужно, чтобы у родителей была физическая память о них.
Второй том книги будет состоять из журналистских расследований - о причинах трагедии, о расследовании, о выводах и т.д. Но это будет тогда, когда все закончится. Для жертв очень важно, чтобы справедливость восторжествовала. Когда люди увидят, что виновные наказаны, что причины этой трагедии не замалчиваются. Это один из самых важных вопросов для этих людей. Период острого траура закончился. Люди жаждут справедливости. Адвокаты работают, но на это уйдет еще три года.
По делу "Зимней вишни" было возбуждено три уголовных дела по статьям 109, 219 и 238 Уголовного кодекса (причинение смерти по неосторожности, халатное нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц, и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Общий объем материалов расследования превысил 800 томов.
Комментарий Александра Баляна, координатора практики уголовного правосудия Общественного центра для жертв нападения в "Зимней вишне", в статье в ПС ТВЦ.
О государстве
Лично меня очень тронула эта история. Такие чувства у меня были после Курска и Болгарии. Ты живешь, платишь налоги, ходишь в кино и по магазинам по выходным. А оказывается, что государство не только не выполняет свои функции по отношению к тебе, но и пытается тебя криминализировать. В конце концов, были предприняты попытки отстранить от расследования пожарного инспектора. Пытались сделать так, чтобы государство обвинило только "огнетушителей" (профессиональный сленг для людей, выполняющих самую опасную работу на пожарах). А почему? Они сами чуть не остались там, потому что в коридорах стояли пулеметы, которые не были показаны ни на одной схеме. Органы, ответственные за ввод этого здания в эксплуатацию и проверку системы пожарной безопасности, просто не выполняли свою работу.
Работали психологи из Министерства по чрезвычайным ситуациям, но этого было недостаточно. Министерство социального обеспечения, например, требовало справку о том, что вы являетесь малообеспеченным и имеете право на такую помощь. Приходится признать, что наши специализированные структуры не умеют работать в чрезвычайных обстоятельствах.
Всего за второй месяц торговый центр был снесен. Понятно, что региональные власти стараются как можно быстрее избавиться от следов трагедии. Но это вещественные доказательства - как такое возможно? И это на второй месяц.
Пустырь на месте зимней вишни
В то же время, конечно, жертв засыпали деньгами, чтобы избежать социального взрыва. Не потому, что они чувствовали себя виноватыми, а потому, что у преступников были свои проблемы. И все же им было отказано в правосудии. Цинизм высшей степени: вот вам деньги, а вы молчите. Люди говорят: "Нам не нужны ваши деньги. Мы можем получить их через суд. Пусть преступники отвечают в суде по закону".
Семьи получили в общей сложности по 5 миллионов рублей за погибших. 1 миллион рублей был перечислен из резервного фонда правительства РФ и столько же из резервного фонда совета директоров Кемеровской области. Еще по 3 миллиона рублей за каждого погибшего выплатит владелец торгового центра. По словам Дмитрия Малинина, координатора общественного центра, 5 миллионов рублей за каждого погибшего - это самая высокая компенсация в истории России.
О личном
Я гораздо меньше верю в наше государство, хотя раньше у меня не было иллюзий на его счет. И, возможно, я безгранично верю в людей, которые меня окружают. Для меня вся эта история - это вера в лучшее в людях перед лицом великой трагедии. Я встретил замечательных людей, завел неожиданных новых друзей на другом конце страны. И самое главное - я смог помочь, чем мог. Я смог быть полезным.