Авторитетное деловое издание The Wall Street Journal опубликовало статью «Сланцевый бум в США показывает признаки своего пика по мере исчезновения крупных нефтяных скважин». Издание, проанализировав данные о добыче, инвестициях и прогнозы аналитиков рынка, пришло к выводу, что «крупнейшие нефтяные фонтаны Америки сокращаются, что свидетельствует о том, что компании пробурили большую часть своих лучших скважин».
Сланцевики сталкиваются с серьёзными проблемами - нефтяные скважины в Пермском бассейне, где добывается львиная доля американского «чёрного золота», дают всё меньше и меньше нефти.
Причём проблемы с истощением запасов нефти в США ощущаются сразу во многих штатах одновременно - от Южной Дакоты до Техаса и Нью-Мексико. Например, в последнем 10% самых лучших скважин в среднем дают на 15% меньше нефти, чем 6 лет назад.
За десятилетие сланцевого бума США смогли нарастить добычу нефти почти двукратно - с 7 миллионов баррелей в сутки в 2009 до 13 миллионов баррелей перед началом пандемии. Но затем добыча нефти сократилась - и пока не может вернуться на уровень трёхлетней давности.
Причин медленного роста нефтяного рынка в США называлось много - от политической турбулентности с уходом Трампа и появлением Байдена, который даёт меньше разрешений на добычу нефти, до нежелания самих компаний вкладывать деньги в разработку новых месторождений. Вместо этого они потратили заработанные в прошлом году сверхприбыли на выплату дивидендов.
Но теперь начинает проявляться и проблема истощения Пермского бассейна в США. Если добыча сохранится на нынешнем уровне, то запасов нефти в США хватит ещё на 10-20 лет. Если же её попытаются нарастить быстрыми темпами, то эти запасы могут истощиться за пару лет.
США пока остаются лидером по добыче нефти в мире. Однако на фоне опасений по поводу истощения запасов нефти инвесторы могут начать выводить деньги из сланцевой индустрии. А некоторые участники рынка в США так и вовсе предрекают возвращение в 70-80-е годы, с ростом доминирования ОПЕК и России. Энергетическая независимость США, которой удалось добиться при Трампе, рискует оказаться кратковременным явлением.
Европейский газовый баланс затрещит по швам уже в ближайшие годы. Так, один из крупнейших поставщиков газа – Норвегия – снизит добычу до 120 млрд м3/год уже в 2027 году. Добыча жидких углеводородов будет расти до 2025 г., когда достигнет 2,19 млн барр./сутки, но затем снизится до 1,98 млн барр./сутки в 2027 г.
Катарский газ, даже при почти двукратном увеличении его производства, будет не в состоянии заменить трубопроводный российский и норвежский ни по объемам, ни по цене. А объемы, которые сократит США, вызовут дисбаланс на рынке, ведь не надо забывать, что крупнейшим, надежным и платежеспособным потребителем является Азия, где потребление газа будет в ближайшие годы только расти.