Найти тему
Методист.54

Синергия общего и дополнительного образования

Оглавление

"Синергия общего и дополнительного образования"- такая тема в этом году была предложена участникам городского этапа конкурса "Сердце отдаю детям" для обсуждения на круглом столе с начальником департамента образования. Тема, на мой взгляд, очень актуальная и проблемная.

Были подняты следующие вопросы:

  1. Как должны измениться педагог и организация, реализующие программы дополнительного образования, чтобы российское образование вошло в число 10 ведущих стран мира по качеству образования?
  2. Реализация программ дополнительного образования в школах -конкуренция или благо?
  3. Какой потенциал имеет дополнительное образование для повышения качества образовательных результатов и преодоления школьной неуспешности ребенка?
  4. Как обеспечить непрерывность образовательной траектории детей в общем и дополнительном образовании?
  5. Каким педагогом дополнительного образования надо быть, чтобы увеличить охват детей дополнительным образованием и сохранить контингент обучающихся?

Для начала уточним, что же такое синергия?

Само слово происходит из греческого συνεργία («синергия») что означает «работа вместе».Синергия — это явление, при котором несколько объектов во время взаимодействия усиливают свойства друг друга.

Честно скажу, вектор диалога мне не очень понравился.Конкурсанты были поставлены в ситуацию оправдания, им приходилось постоянно доказывать, что дополнительное образование - это самодостаточный вид образования, который обладает большим потенциалом для развития детей. Глядя на растерянность конкурсантов, мне хотелось самой вступить в диалог и высказать свое мнение, но регламент не позволял.

Я рада, что могу высказать свою позицию в своем блоге.

Основной вопрос: как должны работать вместе школы и учреждения дополнительного образования, чтобы улучшить качество образования в целом.

Начнем с небольшого анализа состояния взаимодействия и отношений школ и учреждения дополнительного образования.

1. Взаимодействие:

  • Реализация дополнительных общеобразовательных программ на базах школ по договорам безвозмездного пользования. Обычно это не самые лучшие условия работы для педагогов дополнительного образования. Подмена нашими программами внеурочной деятельности.
  • Организация досуговых мероприятий. В каждом районе города есть многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое готово провести любое мероприятие для школ, либо отправить свои творческие коллективы участвовать в концертных мероприятиях школ или района. (своего рода увеселительная функция допобразования)

Пожалуй и все взаимодействие!

2. Отношение к дополнительному образованию.

  • основное образование остается в сознании учеников, их родителей и учителей как главное образование, а дополнительное продолжает оставаться необязательным «довеском».
  • педагоги дополнительного образования - это несостоявшиеся учителя, или малоквалифицированные педагоги.
  • запрет на занятия в дополнительном образовании в случае школьной неуспешности.

С чего начать синергию?

Настроить диалог между учителями и педагогами дополнительного образования. Через разные встречи, форумы, семинары, возможно включение педагогов дополнительного образования в работу методических объединений учителей -предметников. Познакомить учителей с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года. В этом документе очень понятно расставлены точки взаимодействия учреждений допобразования со школами:

включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ
формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании
использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ

Модели синергии дополнительного образования и школ

1 вариант. Модель ступенчатая.

Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы стартового уровня, а углубленный уровень дети могут получит в учреждение допобразования. Творческие коллективы на базе учреждения ДО ориентированы на сегмент высоких достижений и дают возможность для развития талантов детей: конкурсы, профессиональные пробы, гастрольная деятельность. При такой преемственности школы и учреждения допобразования не будут конкурентами.

2 вариант. Модель, в которой обеспечивается непрерывность образовательной траектории детей.

Непрерывность образовательной траектории ребенка, на мой взгляд, можно обеспечить через создания механизма взаимодействия общего и допобразования, в котором связующим звеном будут родители. То есть родители должны активно принимать участие в составлении индивидуального образовательного маршрута, который будет единым для школ и учреждений допобразования.

3 вариант. Модель "Школа полного дня"

Такая модель актуальна для новых учреждений, пространство которых позволяет построить образовательный процесс в одну смену, а во вторую организовать дополнительное образование. С точки зрения семьи такая модель очень удобная и предпочитаемая. Однако есть некоторые условия, на мой взгляд, которые не позволят организовать в школах качественное дополнительное образование. В-первую очередь, это кадры: не каждый учитель сможет быть педагогом дополнительного образования. (На эту тему я уже рассуждала в статье). Во- вторых, постоянное нахождение детей в одном пространстве школы может больше их утомлять, чем развивать. Также раскрыться неуспешному в обучении ребенку, будет довольно сложно. В-третьих, есть риск подмены программ дополнительного образования в программы "натаскивания по предмету".

4 вариант. Модель "Центр притяжения"

Образовательное пространство, построенное на единстве воспитательных целей: где районное учреждение дополнительного образования выступает как центр детских творческих инициатив. Сегодня в школах организуются детские объединения: школьный театр, спортивный клуб, военно-патриотический клуб, медиацентр. Реализуются проекты такие, как: "Орлята России", Российское движение детей и молодёжи«Движение Первых». На мой взгляд, потенциал системы дополнительного образования в реализации данных направлений очень большой, где учреждение дополнительного образование должно выполнять координирующую и объединяющую роль.

Можно много предлагать моделей синергии общего и дополнительного образования, но я считаю главное, что любое взаимодействие должно быть на принципах сотрудничества, понимания и открытого диалога.

Все-таки хочется надеяться, что задача Концепции: сохранение сети организаций дополнительного образования детей, будет решена!

А как вы думаете, что будет с дополнительным образованием?

Не повлечет ли за собой интеграция потерю уникальности дополнительного образования?