Очевидно, что через снижение покупательской активности проходит любой. Однако бывают ситуации, когда спрос в бизнесе напрямую связан с сезонностью или определенными датами. Давайте разбираться, как извлекать прибыль даже в, казалось бы, самый мертвый сезон.
Выделяются три вида сезонности:
- Жесткая (разница от нормы до 100%). Примеры: услуги аниматоров, Деда Мороза и Снегурочки, продажа живых елок, пасхальных куличей.
- Яркая (с разницей на спаде в 30-40%). Речь идет о сезонном бизнесе. Примеры: цветы, сезонная одежда, спортивный инвентарь, летние или зимние виды спорта.
- Умеренная (отклонения в 10-20%). Характерно для всех видов товаров, колебания могут быть в течение недели и месяца. Как правило, специальных мер по стимулированию не требует, но отслеживать стоит.
Сезонный бизнес часто задается вопросом, как быть, когда сезон закончился, а до следующего еще далеко?
Работать 3-4 месяца и жить на эти деньги остальные 8 месяцев – скорее, из разряда фантастики. Реальный сезонный бизнес в месяцы простоя часто продолжает платить за аренду, выплачивать зарплату сотрудникам. Поэтому вопрос стимулирования продаж актуален почти для всех. Для каждого сегмента применимы те или иные способы стимулирования продаж. Рассказываем о самых распространённых и универсальных.
Одни из самых часто применяемых стимуляторов продаж в несезон – распродажи коллекций прошлых лет, когда речь идет о товарном бизнесе.
Есть покупатели, которые специально ждут таких распродаж, когда можно купить понравившуюся вещь с дисконтом. Это работает с сезонной одеждой, спорттоварами и пр.
Схожая с предыдущей схема – продажа подарочных сертификатов. Деньги платят в несезон, а приобретают вещи уже в сезон.
Диверсификация или разнообразие. Можно расширить ассортимент за счет сопутствующего товара или товара-аналога. Например, магазин елочных украшений может ввести в продажу сувенирную продукцию или декор для интерьера. А тестировать новинки можно как раз в межсезонье.
Оптовые покупатели начинают подбирать товар задолго до начала сезона, поэтому это также может оказаться хорошей идеей продаж в межсезонье
Закончить отложенные дела. Несезон можно потратить с пользой. Навести порядок в документах, сделать дела, до которых не доходят руки.
Анализ конкурентов. Подсмотреть хорошие идеи у конкурентов не только не зазорно, но и полезно. Изучайте не только своих прямых соперников по бизнесу, но и конкурентов из смежных областей, в том числе других регионов. Найти их можно используя социальные сети и их сайты.
Работать с базой клиентов. Какой бы ни был сезонный товар, всегда можно предложить постоянным покупателям скидку или подарок за покупку на день рождения или по другому поводу.
Участие в мероприятиях. Межсезонье можно использовать для проведения офлайн- и онлайн-встреч с клиентами, провести дегустацию или презентацию новой коллекции. Также используйте для неткворкинга деловые активности бизнес-сообществ, институтов развития, посещайте профильные конференции и выставки, где есть возможность найти новых партнеров, показать себя и презентовать свой продукт.