Накануне мы писали о том, каковы оказались итоги работы ФНС в 2022 году, в свою очередь Банк России тоже приводит некоторые итоги прошлого года.
В 2022 году Банк России выявил 5 тыс. нелегальных компаний и финансовых пирамид, что на 85% больше, чем в 2021 году.
Среди нарушителей:
- 2 тыс. пирамид — в 2,3 раза больше предыдущего года;
- 1,2 тыс. нелегальных профессиональных участников рынка ценных бумаг — в 1,4 раза больше;
- 1,7 тыс. черных кредиторов — в 1,8 раза больше.
Почти половина пирамид принимали платежи в криптовалюте, а нелегальные профучастники обещали клиентам выход на криптовалютный рынок.
Абсолютное большинство пирамид и нелегальные участников рынка ценных бумаг действовали через интернет. Из чёрных кредиторов интернет освоили только 43%.
Одна из тенденций прошлого года — компании не создавали собственные сайты, а развивали активность в мессенджерах.
Напомним, что с 1 марта 2023 года действуют новые положения законодательства, которые запрещают банкам и некредитным финансовым организациям использовать иностранные мессенджеры для передачи клиентам информации.
Как отметили в Центробанке, рост количества выявленных нарушителей связан с усовершенствованием системы мониторинга, что позволяет выявлять незаконную деятельность компаний на ранних стадиях.
Однако современные технологии также дают возможность нарушителям создавать новые схемы очень быстро и практически без вложений.
Информацию о мошенниках Банк России публикует на своём сайте, а также передаёт её в правоохранительные органы. В 2022 году по этим материалам возбуждено более 100 уголовных дел, заблокированы 9 тыс. сайтов и страниц в соцсетях.
Кроме того, банк России принимает жалобы на неправомерные действия легальных участников рынка — в 2022 году было на 18% больше жалоб на банки.
Причина преимущественно в санкционных ограничениях — эта тематика увеличила число жалоб клиентов банков на 5,6%.
В целом, в 2022 году Банк России получил 368 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Жалобы на банки:
- поступило почти 28 тыс. жалоб на ограничения операций с иностранной валютой, получение реструктуризации и кредитных каникул;
- стало меньше жалоб на сотрудников банков, которые постепенно перестают навязывать вместе с кредитом дополнительные услуги, в отношении потребительских кредитов почти на 21% меньше, в отношении ипотеки на 11%.
Среди жалоб на страховые компании:
- 59 тыс. жалоб связаны изменением коэффициента бонус-малус, который используется при расчёте стоимости ОСАГО, это на 30% больше 2021 года;
- более, чем на 30% было больше жалоб по страховому ремонту автомобилей из-за проблем с запчастями;
- на 2% снизилось количество жалоб на проблемы, связанные с урегулированием убытков по ОСАГО.
Микрофинансовые организации:
- всего поступило 47 тыс. жалоб, что почти на 6% меньше 2021 года;
- на 31% сократились вопросы о возврате просроченной задолженности;
- на 39% больше клиентов жаловались на мошеннические действия, в т.ч. оформление кредитов от их имени.
Рынок ценных бумаг:
- выросли жалобы на принудительные переводы ценных бумаг от подсанкционных брокеров к неподсанкионным;
- а также на блокировку иностранных акций и фондов.
На 40% или почти до 6 тыс. выросли жалобы, связанные с мисселингом — недобросовестным поведение финансовых и нефинансовых организаций, которое вводит клиентов в заблуждение. Произошло это из-за некорректных продаж паёв ПИФ, полисов накопительного страхования жизни и услуг доверительных управляющих.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.