«Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?» — революционный фильм, взбудораживший Канны

16K прочитали

Драма «Оптимистическая трагедия», вышедшая в 1963 году, стала триумфом актрисы Маргариты Володиной (и поныне остаётся её визитной карточкой), завоевала внимание советской аудитории и произвела колоссальное впечатление на зрителей и жюри Каннского фестиваля:

западные кинематографисты наградили картину с неслыханной формулировкой «За наилучшее воплощение революционной киноэпопеи».

Режиссёром картины был Самсон Самсонов, с которым Маргарита Володина тогда состояла в браке и благодаря которому и раскрылся её главный талант.

Кадр из фильма «Оптимистическая трагедия»
Кадр из фильма «Оптимистическая трагедия»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Пьеса Всеволода Вишневского, по которой и снят фильм, появилась ещё в тридцатые, её активно ставили в театрах страны, но самым ярким стал спектакль Московского камерного театра в постановке Александра Таирова. Главную роль в нём играла Алиса Коонен, супруга режиссёра. Кстати, именно

по её предложению за спектаклем по пьесе Вишневского закрепилось название «Оптимистическая трагедия».

Сценарий Самсон Самсонов написал в соавторстве с Софьей Вишневецкой, вдовой Всеволода Вишневского. И в роли Комиссара, центральной и фактически единственной женской, он заранее видел любимую женщину и музу, жену Маргариту Володину.

Любопытно, что Самсон Самсонов ещё в ранней юности близко познакомился с «Оптимистической трагедией» и, возможно, уже тогда начал придумывать собственную трактовку. Подростком он занимался в театральной студии, руководителем которой была Нина Сухоцкая, актриса Камерного театра. Нина Сухоцкая дружила с Алисой Коонен и познакомила с ней Самсонова. Это знакомство много дало юноше в творческом плане, а позже, экранизируя «Оптимистическую трагедию», он постоянно обращался к воспоминаниям о беседах с Коонен.

Кадр из фильма. Маргарита Володина
Кадр из фильма. Маргарита Володина

Для тандема Самсонов-Володина картина стала третьей совместной работой. Познакомились будущие супруги на съёмочной площадке в 1957 году, когда режиссёр снимал фильм «Огненные вёрсты». По приглашению ассистента на пробы пришла и студентка Школы-студии МХАТ Маргарита Володина. Самсон Самсонов приметил красивую интересную девушку, знакомство переросло в роман, причём и любовный, и творческий. Актриса снялась в 6 лентах Самсона Самсонова, их сотрудничество прекратилось лишь с разводом, который Самсонов крайне тяжело переживал и, как говорили коллеги, так до конца жизни и не перестал любить Маргариту Володину, хотя и попробовал ещё раз создать семью.

Кадр из фильма. Маргарита Володина и Борис Андреев
Кадр из фильма. Маргарита Володина и Борис Андреев

Вторую главную роль в «Оптимистической трагедии» получил Вячеслав Тихонов. За него режиссёру пришлось побороться: Тихонова утверждать не хотели. Самсонов же уже много лет мечтал поработать с актёром, он планировал снимать его ещё в дебютной ленте «Попрыгунья» (1955), но тогда Тихонову отказали из-за молодости. На этот раз режиссёр отстоял актёра, и роль анархиста Алексея стала одной из мощнейших в фильмографии Вячеслава Тихонова.

Кадр из фильма. Вячеслав Тихонов
Кадр из фильма. Вячеслав Тихонов

К слову, есть версия, что

из-за «Оптимистической трагедии» Вячеслав Тихонов позднее стал Андреем Болконским в эпопее «Война и мир» (1965).

Говорят, что министр культуры Екатерина Фурцева посоветовала Сергею Бондарчуку пригласить артиста, увидев его в роли Алексея.

Кадр из фильма. Вячеслав Тихонов и Маргарита Володина
Кадр из фильма. Вячеслав Тихонов и Маргарита Володина

Сюжет отсылает зрителей в 1918 году. На одном из кораблей бунтуют анархисты под предводительством авторитетного лидера Вожака.

Для прекращения бунта и формирования из матросов полка на корабль прибывает присланный из Петрограда комиссар. И это женщина.

Моряки встречают её грязными шутками и домогательствами, но комиссар быстро доказывает, что не потерпит хамства: матрос, попытавшийся её изнасиловать, тут же получает пулю. Помогать Комиссару должен лейтенант Беринг, служивший ещё на царском флоте. Большого авторитета он не имеет как сомнительный служака «из бывших», хотя многие сознательные к Берингу всё же прислушиваются. Одним из самых заметных действующих лиц становится и Алексей, непредсказуемый баламут, гармонист и балагур, за развязностью которого скрывается сильный характер.

Кадр из фильма. Борис Андреев
Кадр из фильма. Борис Андреев

На роль Беринга худсовет утвердил Всеволода Сафонова, роль Вожака получил Борис Андреев, а роль его сподручного Сиплого — Всеволод Санаев.

Кадр из фильма. Маргарита Володина и Всеволод Сафонов
Кадр из фильма. Маргарита Володина и Всеволод Сафонов
Всеволоду Санаеву отрицательные герои доставались нечасто, но тем любопытнее для зрителей было видеть его в роли отталкивающего Сиплого.
Кадр из фильма. Всеволод Санаев
Кадр из фильма. Всеволод Санаев

Интересно, что когда съёмки «Оптимистической трагедии» завершились, Всеволод Санаев начал сниматься в детективе «Это случилось в милиции» (1963), поэтому

ему приходилось переключаться от образа мерзкого типа и предателя, от одного пришёптывающего голоса которого по телу бегут мурашки, к образу доброго, обстоятельного, педантичного милиционера, который не может остаться равнодушным к чужой судьбе.

В небольших ролях ищите Эраста Гарина (вожак анархистов, прибывших в качестве пополнения), Даниила Нетребина, начинающего тогда кинокарьеру Виктора Шульгина, братьев Олега и Глеба Стриженовых, которые вместе на экране появились всего дважды, и в первый раз — как в «Оптимистической трагедии».

Кадр из фильма. Эраст Гарин
Кадр из фильма. Эраст Гарин

Самсон Самсонов всегда трепетно относился в исходному материалу, и новая работа не стала исключением. Перенося на экран театральную пьесу, он сохранил дух театральности:

в фильме явно прослеживается именно театральный подход.

В действии есть ведущие, дающие краткие комментарии (в их ролях Алексей Глазырин и Валентин Белохвостик), массовка с хоровым пением.

Но главная особенность ленты — обилие статичным сцен и крупных планов. Особенно много таковых у Маргариты Володиной. У актрисы был уникальный талант, который и разглядел муж и режиссёр, — Маргарита умела невероятно красиво и эффектно молчать, при этом донося до зрителя самые разные мысли лишь глазами и выражением лица.
Кадр из фильма. Маргарита Володина
Кадр из фильма. Маргарита Володина

Увы, этот дар другие режиссёры не понимали и не умели использоваться и во многом поэтому карьера Володиной после ухода от Самсонова пошла на спад. Но тогда, в 1963 году, её слава только росла: премьерный показ «Оптимистической трагедии» произвёл фурор, по итогам года в СССР фильм собрал 46 миллионов зрителей, стал лидером проката.

Фото из журнала «Советский экран». Маргарита Володина
Фото из журнала «Советский экран». Маргарита Володина

Читатели журнала «Советский экран» назвали фильм лучшим фильмом года (для сравнения: за него проголосовало 13 с половиной тысяч читателей, а за фильм «Всё остаётся людям», попавший на второе место, - чуть более 8 тысяч), а Маргариту Володину — лучшей актрисой года.

Фото с Каннского фестиваля. На первом плане Самсон Самсонов, Маргарита Володина и Всеволод Санаев
Фото с Каннского фестиваля. На первом плане Самсон Самсонов, Маргарита Володина и Всеволод Санаев

После показа на Каннском фестивале ленту купили французские кинопрокатчики и выпустили в кинотеатрах Парижа.

Фото с Каннского фестиваля. Маргарита Володина и французский актёр Робер Оссейн
Фото с Каннского фестиваля. Маргарита Володина и французский актёр Робер Оссейн

Сегодня «Оптимистическая трагедия» входит в золотой фонд советского кино. Для кого-то эта история оптимистическая, для кого-то трагическая, но определённо она уже давно классическая и, кстати, подарившая зрителям, несколько цитат, ставших крылатыми фразами. Какие из них вы помните?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Драма «Оптимистическая трагедия», вышедшая в 1963 году, стала триумфом актрисы Маргариты Володиной (и поныне остаётся её визитной карточкой), завоевала внимание советской аудитории и произвела...-14

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: