Режиссёры советских фильмов, снимавшие своих жён

4,3K прочитали

Тандем «жена-актриса и муж-режиссёр» беспроигрышен, ведь здесь выгоду получают все. Муж-режиссёр знает, что у него всегда есть исполнительница, которая наверняка согласиться играть в фильме, даже если другие актрисы отказались. Жена-актриса знает, что у неё у ж точно в любом случае будет работа и ей не придётся просиживать годы в безвестности. Ну а зритель получает отличное кино, которое можно пересматривать раз за разом, находя всё новые детали.

1. Григорий Александров (1903-1983) и Любовь Орлова (1902-1975). Бесспорное первенство принадлежит этой паре, которая и стала первым семейным тандемом в советских фильмах. Встретились актриса и режиссёр уже не юными, обоим было около 30, первые браки обоих окончились крахом. Любовь Петровна к тому времени состояла в отношениях с импресарио из Австрии, уверявшим, что она покорит западный мир. Александров был свободен и не на шутку увлёкся актрисой.

Их встреча произошла прозаически: режиссер искал исполнительницу главной роли в фильме «Весёлые ребята», которая достойно смотрелась бы рядом с уже утверждённым на главную роль Леонидом Утёсовым.
Кадр из фильма «Светлый путь»
Кадр из фильма «Светлый путь»

Ею и стала Орлова. Ну а потом рабочие отношения переросли в личные. Но при этом Орлова и Александров оказались настоящими соратниками товарищами, которые шли по жизни плечом друг к другу и понимали друг друга с полуслова. Усилиями этой самой известной кинематографической пары было создано десять работ, и многие фильмы входят в золотой фонд советского кино.

2. Леонид Гайдай (1923-1993) и Нина Гребешкова (родилась в 1930). Встреча гениального комедиографа и будущей актрисы случилась во ВГИКе. Гайдай, кстати, оказался в институте, уже вернувшись с фронта. Нина уже заработала имя: она начала сниматься в 1950 году и к моменту замужества уже имела опыт съёмок.

Она даже не стала менять фамилию именно по этой причине: зритель её уже запомнил.

Тем не менее, брак был заключён, и он оказался судьбоносным. До конца жизни Леонида Иовича супруги были вместе.

Гайдай часто снимал жену в своих фильмах, но главных ролей ей не доставалось. Режиссёр считал, что если будет продвигать жену, на него станут косо смотреть. А Нина Павловна, в свою очередь, отказывала другим режиссёрам, которые её звали, потому что считала, что должна быть рядом с мужем. Так или иначе, Гребешкова снялась в одиннадцати картинах своего мужа.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

3. Сергей Бондарчук (1920-1994) и Ирина Скобцева (родилась в 1927). Для обоих артистов брак стал не первым, но последним. У Сергея Фёдоровича до Ирины было две жены, причём второй тоже была актриса, Инна Макарова. А вот Ирина приобщилась к богемно-политической среде: её супругом был журналист Алексей Аджубей, после развода женившийся на Раде, дочери Никиты Хрущёва. Правда, в бытность мужем Ирины Скобцевой он ещё не был столь знаменит.

Пара встретилась на съёмкам у Сергея Юткевича. В драме «Отелло» Бондарчук, уже довольно опытный и зрелый актёр, играл ревнивого мавра, а дебютантка Скобцева – без вины виноватую Дездемону.
Кадр из фильма «Война и мир»
Кадр из фильма «Война и мир»

И шекспировские страсти перетекли в жизнь: Бондарчук и Скобцева стали одной из образцовых пар советского кино. Сергей постоянно снимал жену в своих картинах, всего у них семь совместных фильмов.

4. Евгений Ташков (1926-2012) и Екатерина Савинова (1926-1970). У этой пары всего один совместный фильм, но я всё равно хочу их упомянуть. Екатерина Фёдоровна и Евгений Иванович нашли друг друга во ВГИКе. Екатерине, обладательнице не только колоритной внешности и потрясающего голоса, предлагали даже карьеру в Большом, но она сделала выбор в пользу кино. Но, по какому-то несчастному стечению обстоятельств, ролей ей предлагали мало. Ходили слухи, что Екатерина отказала в близости самому великому и ужасному Ивану Пырьеву, но сейчас уже сложно докопаться до истины. Зато Евгений преуспевал, у него выходили картины, и в какой-то момент в семье появилась идея снять биографический фильм.

Сценарий комедии «Приходите завтра…» во многом списан с жизни самой Екатерины, уроженки небольшого сибирского села.
Кадр из фильма «Приходите завтра…»
Кадр из фильма «Приходите завтра…»

И до сих пор фильм остаётся популярным и любимым, но для Савиновой он одновременно стал вершиной карьеры и закатом. Любопытно, что наивную абитуриентку она сыграла, уже будучи 37-летней и имея сына-дошкольника. Увы, актриса ушла из жизни слишком рано, так и не реализовавшись полностью.

5. Глеб Панфилов (родился в 1934) и Инна Чурикова (родилась в 1934). Без этого тандема история советского кино прошлого и нынешнего века будет неполной. Глеб Анатольевич начинал совсем в другой области, он учился на химика, но параллельно на любительском уровне занимался киносъёмками. Позже увлечение стало профессией. В качестве режиссёра он снял несколько короткометражек, но после пришла очередь ленты о гражданской войне «В огне брода нет». На главную роль он позвал Инну Чурикову, уже отлично зарекомендовавшую себя актрису. В активе Чуриковой уже были и эпизоды, и главные роли, но картина «В огне брода нет» сыграла в её жизни ключевую роль:

она нашла «своего режиссёра», а режиссёр нашёл «свою актрису».
Кадр из фильма «Начало»
Кадр из фильма «Начало»

Панфилов всегда называл жену музой и почти ни один его фильм обходился без неё. Всего у них десять общих работ. Кстати, в российской картине «Романовы. Венценосная семья» Инну Чурикову не видно, но слышно: она озвучила британку Линду Беллингем, игравшую царицу Александру Фёдоровну.

А какие семейные тандемы советского кино помните вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Тандем «жена-актриса и муж-режиссёр» беспроигрышен, ведь здесь выгоду получают все.-6