Фильм Ростоцкого, который не запретили лишь чудом

13K прочитали

Этот фильм — совместное произведение двух стран, которых сегодня уже нет: СССР и Чехословакии. Для режиссёра Станислава Ростоцкого он стал второй крупной работой и закрепил за ним славу мастера, который всегда ответственно подходит к работе. «Майские звёзды» вышли в 1959 году, спустя почти полтора десятка лет после Победы, но возвращали зрителей в 1945, когда Прага восторженно встретила Красную Армию.

Кадр из фильма «Майские звёзды»
Кадр из фильма «Майские звёзды»

Родилась лента «Майские звёзды» из четырёх новелл популярного чехословацкого драматурга и сценариста Людвика Ашкенази. Он же переработал их в

сценарий, состоящий из четырёх историй, которые не связаны между собой, но объединены одной темой — победой советских солдат и их шествием по освобождённой Праге.

В этом была и главная сложность: авторам нужно было создать картину из новелл, различных по настроению и атмосфере. Так,

первая часть во многом напоминает детский фильм, вторая — это романтический рассказ о любви, третья стала трагедией, а четвёртая смотрится симпатичной комедией.

Снимать фильм решено было усилиями двух дружественных киностудий: московской киностудии имени Горького и пражской «Баррандов». Режиссёром назначили Станислава Ростоцкого, чья мелодрама «Дело было в Пенькове» (1957) прогремела на всю страну и в одночасье стала любимой у миллионов зрителей.

Ростоцкий и сам был фронтовиком, так что тема была ему близка. Для сценариста Ашкенази это было огромным плюсом: он сам прошёл через фронт,

поэтому ему хотелось сотрудничать с коллегой, который понимал бы, что такое настоящая война.

Фото со съёмок. Сценарист Людвик Ашкенази и Вячеслав Тихонов
Фото со съёмок. Сценарист Людвик Ашкенази и Вячеслав Тихонов

Ростоцкий сразу определил, что в его ленте не будет кровопролитных боёв и жестокости, не будет документального отражения тогдашних событий. Зато будут переживания самых обычных людей, горожан, живущих в ожидании счастливой развязки.

На главные роли пригласили в основном актёров советских. Вячеслав Тихонов, Николай Крючков, Михаил Пуговкин были настоящими звёздами советского экрана.

Фото со съёмок. Николай Крючков
Фото со съёмок. Николай Крючков

К ним присоединились Александр Ханов, Юрий Белов, Леонид Быков, тоже прекрасно знакомые аудитории.

Фото со съёмок. Леонид Быков
Фото со съёмок. Леонид Быков
Фото со съёмок. Актёры из ЧССР Зденек Дите и Яна Дитетова и Юрий Белов
Фото со съёмок. Актёры из ЧССР Зденек Дите и Яна Дитетова и Юрий Белов

Чехословакию представляли Яна Брейхова, только начинавшая путь в кино, юный артист Миша Станинец (который, кстати, в свои пять лет снимался в кино уже в третий раз)

Фото со съёмок. Станислав Ростоцкий, Миша Станинец, оператор Вячеслав Шумский
Фото со съёмок. Станислав Ростоцкий, Миша Станинец, оператор Вячеслав Шумский

и ряд других исполнителей.

Фото со съёмок. Яна Брейхова и Вячеслав Тихонов
Фото со съёмок. Яна Брейхова и Вячеслав Тихонов

Огромную помощь оказали армия ЧССР и жители Праги:

чехословацкие танкисты снимались в военных эпизодах, в том числе изображая советских солдат, а пражане участвовали в массовках. Причём многие выходили на улицы по собственному почину,

несли вод и еду, цветы из своих садов, уверяя, что именно так они встречали советскую армию в 1945 году. Кстати, сами съёмки затянулись, и некоторые весенние эпизоды снимали уже осенью, так что оператору Вячеславу Шумскому пришлось поколдовать, чтобы в кадр не попадали пожелтевшие деревья и пожухлая трава. Изобретательность и добросовестность Шумского высоко оценил режиссёр, позднее Вячеслав снимал почти все ленты Станислава Ростоцкого.

Фото со съёмок. Директор фильма в. Беренштейн, режиссёр Станислав Ростоцкий, Вячеслав Тихонов, Яна Брейхова. На заднем плане - гример В. Плашилова
Фото со съёмок. Директор фильма в. Беренштейн, режиссёр Станислав Ростоцкий, Вячеслав Тихонов, Яна Брейхова. На заднем плане - гример В. Плашилова

Работая над фильмом, коллеги из двух стран очень сдружились, а Ростоцкий и Ашкенази много лет сохраняли тёплые отношения. А во время неформального общения

чехословацкие и советские актёры и местные жители находили любопытные детали, которые потом попали в фильм.

Может, они и не особо заметны, но дополняют атмосферу и переносят зрителей на годы назад.

Фото со съёмок. Оператор Вячеслав Шумский, внизу справа - Станислав Ростоцкий
Фото со съёмок. Оператор Вячеслав Шумский, внизу справа - Станислав Ростоцкий

Зрители увидели «Майские звёзды» в 1959 году.

Картина была очень успешной в обеих странах и добавила известности всем, кто её создавал.

Казалось, что ленту ждёт счастливая и долгая жизнь. Но спустя несколько лет всё изменилось:

«пражская весна» 1968 года изменила отношения между странами. Сценарист Людвик Ашкенази раскритиковал ввод советских войск в Прагу и уехал в ФРГ. В подобных случаях фильмы в СССР отправляли на дальнюю полку

или, в лучшем случае, вымарывали имя неугодного из титров. «Майские звёзды» избежали ссылки в архив (скорее всего, благодаря авторитету Станислава Ростоцкого), но всё равно стали нежелательными в кино и на телевидении, поэтому показывали их крайне редко вплоть до конца восьмидесятых.

А какая новелла из «Майских звёзд» больше всего понравилась вам?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Этот фильм — совместное произведение двух стран, которых сегодня уже нет: СССР и Чехословакии.-10

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):