Этот фильм — совместное произведение двух стран, которых сегодня уже нет: СССР и Чехословакии. Для режиссёра Станислава Ростоцкого он стал второй крупной работой и закрепил за ним славу мастера, который всегда ответственно подходит к работе. «Майские звёзды» вышли в 1959 году, спустя почти полтора десятка лет после Победы, но возвращали зрителей в 1945, когда Прага восторженно встретила Красную Армию.
Родилась лента «Майские звёзды» из четырёх новелл популярного чехословацкого драматурга и сценариста Людвика Ашкенази. Он же переработал их в
сценарий, состоящий из четырёх историй, которые не связаны между собой, но объединены одной темой — победой советских солдат и их шествием по освобождённой Праге.
В этом была и главная сложность: авторам нужно было создать картину из новелл, различных по настроению и атмосфере. Так,
первая часть во многом напоминает детский фильм, вторая — это романтический рассказ о любви, третья стала трагедией, а четвёртая смотрится симпатичной комедией.
Снимать фильм решено было усилиями двух дружественных киностудий: московской киностудии имени Горького и пражской «Баррандов». Режиссёром назначили Станислава Ростоцкого, чья мелодрама «Дело было в Пенькове» (1957) прогремела на всю страну и в одночасье стала любимой у миллионов зрителей.
Ростоцкий и сам был фронтовиком, так что тема была ему близка. Для сценариста Ашкенази это было огромным плюсом: он сам прошёл через фронт,
поэтому ему хотелось сотрудничать с коллегой, который понимал бы, что такое настоящая война.
Ростоцкий сразу определил, что в его ленте не будет кровопролитных боёв и жестокости, не будет документального отражения тогдашних событий. Зато будут переживания самых обычных людей, горожан, живущих в ожидании счастливой развязки.
На главные роли пригласили в основном актёров советских. Вячеслав Тихонов, Николай Крючков, Михаил Пуговкин были настоящими звёздами советского экрана.
К ним присоединились Александр Ханов, Юрий Белов, Леонид Быков, тоже прекрасно знакомые аудитории.
Чехословакию представляли Яна Брейхова, только начинавшая путь в кино, юный артист Миша Станинец (который, кстати, в свои пять лет снимался в кино уже в третий раз)
и ряд других исполнителей.
Огромную помощь оказали армия ЧССР и жители Праги:
чехословацкие танкисты снимались в военных эпизодах, в том числе изображая советских солдат, а пражане участвовали в массовках. Причём многие выходили на улицы по собственному почину,
несли вод и еду, цветы из своих садов, уверяя, что именно так они встречали советскую армию в 1945 году. Кстати, сами съёмки затянулись, и некоторые весенние эпизоды снимали уже осенью, так что оператору Вячеславу Шумскому пришлось поколдовать, чтобы в кадр не попадали пожелтевшие деревья и пожухлая трава. Изобретательность и добросовестность Шумского высоко оценил режиссёр, позднее Вячеслав снимал почти все ленты Станислава Ростоцкого.
Работая над фильмом, коллеги из двух стран очень сдружились, а Ростоцкий и Ашкенази много лет сохраняли тёплые отношения. А во время неформального общения
чехословацкие и советские актёры и местные жители находили любопытные детали, которые потом попали в фильм.
Может, они и не особо заметны, но дополняют атмосферу и переносят зрителей на годы назад.
Зрители увидели «Майские звёзды» в 1959 году.
Картина была очень успешной в обеих странах и добавила известности всем, кто её создавал.
Казалось, что ленту ждёт счастливая и долгая жизнь. Но спустя несколько лет всё изменилось:
«пражская весна» 1968 года изменила отношения между странами. Сценарист Людвик Ашкенази раскритиковал ввод советских войск в Прагу и уехал в ФРГ. В подобных случаях фильмы в СССР отправляли на дальнюю полку
или, в лучшем случае, вымарывали имя неугодного из титров. «Майские звёзды» избежали ссылки в архив (скорее всего, благодаря авторитету Станислава Ростоцкого), но всё равно стали нежелательными в кино и на телевидении, поэтому показывали их крайне редко вплоть до конца восьмидесятых.
А какая новелла из «Майских звёзд» больше всего понравилась вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):