Драма «Пять дней — пять ночей» (1961) рассказала об уникальной операции 1945 года, в ходе которой советские солдаты спасали бесценные полотна Дрезденской картинной галереи. Когда стало очевидным, что в освобождённом, но разрушенном Дрездене картины день ото дня портятся и могут быть безвозвратно утеряны, было принято решение транспортировать коллекцию в СССР и реставрировать там. Однако не все немцы восприняли эту новость с приязнью.
Один из главных героев ленты открыто упрекнул советского капитана, что победивший Советский Союз грабит побеждённую Германию, силой вырывая у обессиленной страны ценности.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Фильм об этой истории режиссёр Лео Арнштам задумал снять ещё в середине пятидесятых. В мае 1955 года в Музее изобразительных искусств в Москве открылась выставка картин Дрезденской галереи, которые несколько лет кропотливо реставрировали советские специалисты из Москвы, Ленинграда и Киева.
После грандиозной выставки, ради билета на которую люди сутками стояли в очередях, полотна отправились на родину, в Дрезден.
Лео Арнштам начал подыскивать материалы, на это ушло несколько лет, зато выяснилось, что документов сохранилось много. В основе сценария была документальная повесть «Семь дней» лейтенанта Л. Волынского, который принимал участие в поисках картин в Дрездене. Также Арнштам изучил воспоминания искусствоведа Натальи Соколовой и реставратора Степана Чуракова, которых в 1945 году командировали в Дрезден для поиска и восстановления уже найденных картин. В итоге появился сценарий, где, как в любом другом художественном произведении, реальная история переплелась с вымыслом, став чуть более увлекательной и интригующей.
Снимать фильм, действие которого происходит в Германии, решили в ГДР при активном участии кинематографистов студии «Дефа». Это был первый послевоенный опыт сотрудничества советских и немецких кинематографистов,
и речь в нём шла об эпизоде, общем для обеих стран, поэтому с обеих сторон были приложены серьёзные усилия, а известные актёры из ГДР охотно соглашались играть в ленте даже маленькие роли.
Главные роли в фильме сыграли Всеволод Санаев, Всеволод Сафонов, Евгения Козырева, ГДР представляли Хайнц-Дитер Кнауп в роли потерявшего на войне руку художника Пауля, того самого, который упрекал СССР в краже картин, и Аннекатрин Бюргер в роли его возлюбленной.
В небольших ролях можно увидеть Олега Голубицкого, Владимира Пицека, Геннадия Юхтина, а в небольшом эпизоде с одной репликой появился Александр Демьяненко. А в массовых сценах снялись обычные немцы, жители Дрездена, местные студенты и даже военнослужащие советских частей, стоявших в Германии.
Съёмочная группа отправилась в командировку в Дрезен и провела там больше четырёх месяцев.
В городе ещё сохранились военные разрушения, так что натуру было найти несложно.
К руинам пристраивали декорации разбомбленных домов, так что в итоге пейзажи действительно выглядят пепелищем.
С особым внимание кинематографисты подошли к работе в Дрезденской галерее. Руководство галереи предоставило группе помещение, куда привозили все картины, задействованные в фильме.
Исключением стала лишь «Сикстинская мадонна» Рафаэля, сыгравшая в картине важную роль. Её перемещать не разрешили, но позволили киношникам снять её с небольших, специально возведённых лесов прямо в выставочном зале.
Закончив работу в Германии, группа вернулась в Москву. Здесь, на киностудии «Мосфильм», досняли уже все сцены в помещениях, здесь же соорудили квартиру и мастерскую художника-пацифиста Пауля и штольню, где были найдена часть дрезденской коллекции.
Отдельная история связана с музыкой, за которой обратились к Дмитрию Шостаковичу. Ему даже организовали командировку в Дрезден, чтобы музыкант своими глазами увидел масштаб разрушений и проникся духом истории.
Но в Дрездене вместо композиции для кино Шостакович написал Восьмой струнный концерт, ставший одним из самых его известных произведений.
Однако задание режиссёра Лео Арнштама Шостакович всё же выполнил и в кадре звучит его музыка (особенно впечатляюще в совокупности с картинами, включая «Сикстинскую мадонну»).
В 1961 году «Пять дней — пять ночей» вышли в прокат, сначала в СССР, чуть позже в ГДР. Лента собрала довольно большую аудиторию в почти 19 миллионов зрителей. С позиций сегодняшнего дня картина смотрится идеологизированной и немного пафосной, а реплики героев иной раз вычурны и неестественны.
Но если отбросить эти детали, то фильм выглядит интересно и содержательно, и особенно визуально. А монолог пожилого сапёра, старшины Козлова (его сыграл Всеволод Санаев), когда
он сравнивает задумчивую рафаэлевскую мадонну с младенцем на руках со своей женой, которая за руку с дочкой обречённо шла на виселицу, уготованную ей фашистами,
подарит вам повод для размышлений о смысле искусства.
А вам этот фильм знаком? Давно ли вы были в художественном музее?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: