Найти тему

Смывка посеребрения.

Всё разное.
Всё разное.

Есть такой материал. По весу примерно 650 грамм. Где-то явно видно посеребрение, где-то, скорее всего лужение, а где-то нержавейка. Можно отполировать особо интересные детальки для инсталляции, погрузиться в "искусство", и забить на аффинаж. Но, мне нужно взять серебро. Первый способ, для него реактивы не нужны, а нужен напильник и очень много времени, чтобы сточить всё посеребрение чисто механически. Конечно основа попадёт, но серебра будет больше. Думаю пробовать не стоит. Второй способ: растворить всё это в азотной кислоте, высадить хлорид и востановить. Уже лучше, но сколько нужно азотной кислоты? Пару литров, не меньше. Опять же, основа - это медь, латунь и бронза. Металлы не дешёвые. Конечно, можно из отработанного раствора медь гвоздями высадить, но столько гемора, а примут ли такую медь. Третий способ, собственно сама смывка. Серебро снимается, основа остаётся. Скажу честно, фоток процесса не будет, как и не будет самого процесса. Будет, для желающих, чисто теоретическое описание, основанное на практической, проводимой ранее, работе, данного процесса. Итак нам понадобятся: концентрированная серная кислота, хотелось бы концентрированную азотную кислоту, но работать будет и при 65%. Обязательно стеклянную ёмкость, пластик не пойдёт. Посеребрение снимется только с открытых мест, если есть поверх пайка, под ней серебро останется. А вот если есть лак, то это не страшно, концентрированная серная кислота его растворит. Где взять концентрированные кислоты, отдельная тема, могу сказать, что серную кислоту концентрацией примерно в 90% можно получить самому, причём не сложно, а "дымящую", так называют концентрированную азотную кислоту, тоже можно получить, но уже много сложнее чем серную. Исхожу из того что такие ингредиенты есть. Если материал покрыт лаком, то высыпаем его в термостойкий химический стакан, заливаем до покрытия концентрированной серной кислотой и греем. Лак растворится быстро, примерно за час. И да, прежде чем начать "химичить", защищаем лицо и руки, лицо очками, руки перчатками, при работе следим, если концентрированная серная кислота попадёт на перчатки, сразу снимаем их и надеваем новые. Концентрированная серная кислота такая, а если ещё и нагретая - вещь очень опасная. Итак, материал был без лака или лак растворился, что дальше? По любому материал должен быть залит до покрытия серной кислотой. Лака было много и раствор почернел

- сливаем кислоту и наливаем новую. Лака было мало и раствор не почернел, тогда приливаем в раствор азотную кислоту, где-то девятую-десятую часть. И мы получаем "меланж", потому, если слышали где-то: смываю посеребрение меланжем", то это как раз эта тема. При доливе азотной кислоты, через стекло видно, что там где струя касается, даже погружённого в серную кислоту металла, реакция, в виде мелких пузырей газа, начинается и тут же останавливается, как только кислоты перемешиваются. Можно сделать меланж заранее и приливать его к материалу. Вот в принципе и всё, дальше пойдёт реакция, раствор может слегка нагреться, но по прошествии максимум трёх часов, реакция встанет, даже если не всё посеребрение смылось, может у кого она длилась и дольше, но у меня вставала через 2-3 часа, нагревание не помогало. Причём, если перелить этот раствор к другому свежему материалу, реакция шла. Реакция встала, есть ещё материал - переливаем раствор туда, снимется ещё меньше и реакция встанет через час - полтора, перельём ещё раз реакция начнётся и дальше начнётся растворение не только серебра, но и основы. Ну так это понятно, при реакции азотной кислоты и серебра, кроме ништяка в виде нитрата серебра, ещё и вода образуется, про оксиды азота и писать не хочется, но они и не мешают, а вот вода прекрасно снижает концентрацию серной кислоты, её пассивирующие свойства оканчиваются и уже азотная кислота начинает грызть медь, при этой реакции воды ещё больше становится ну и... кроме нитрата серебра, будет нитрат меди, а может и цинка или оловянная кислота появится. Так что надо следить. Кроме этого, через некоторое время, после начала смывки, вы увидите, что на дне стал появляться белый осадок, поверьте, он появится. И его будет довольно много. Это выпадает сульфат серебра. Помните о нём, там по массе будет больше половины смытого серебра. Итак реакция встала, всё ли растворилось или нет, но и через пять часов и через сутки посеребрение не смывается. Надо сливать раствор. Сливаем в отдельную стеклянную ёмкость. У нас остался материал и видно, что он изрядно смочен и в том чем он смочен, тоже есть серебро. Можно вывалить его на сетку из нержавейки, если такая есть, и дать ещё стечь. А да что делать с сульфатом серебра? Крайне аккуратно, стеклянной палочкой, наклонив стакан или что там у вас, методом сдвига, вываливаем материал. На дне остаётся белый осадок, материал на сетке из нержавейки с него стекает раствор. Раствор с материала стёк, но он ещё влажный и на нём что-то есть, что надо делать? Промыть водой, нет, промыть дистиллированной водой, то же нет, промыть его надо концентрированной серной кислотой, а если промывать водой, тут же включится реакция востановления серебра на меди, которую я описывал здесь и серебро радостно вернётся на место, конечно не много, но всё же, столько сил, кислот и материала частично зря перевели. Потому либо моем концентрированной серной кислотой, либо, высыпаем отработанный материал в раствор поваренной соли. Нитрат серебра сразу переходит в хлорид, а что с ним сделать после промывки, мы уже знаем. И тут незаметно, хотя вполне заметно подкрался другой песец. Хлорид, что образовался при высыпании, из белого, быстро начинает темнеть. И это правильно, хлорид в наличии, кислая среда присутствует, а восстанавливающий металл - цинк, есть в латуни. И вот у нас получается серебро, прям на только что отмытых от него контактах. Они красные и жёлтые, а местами, где не смылось серебро, белые, начинают темнеть. Но это уже проще. Материал промываем, сливаем промывку аккуратно, что бы не слить остатки хлорида и восстановленное серебро, а после, когда всё промыли, можно темный налёт счистить зубной щёткой, хотя, если вы не паритесь по этим "крохам" серебра, этого можно не делать.Но если делаете, заметьте, что вы получили смесь хлорида и чистого серебра. Значит оставшийся хлорид надо востановить, как это делать, написано тут.

Итак из промывки серебро забрали, но у нас есть ещё раствор нитрата серебра в кислотах и сульфат серебра в осадке. Разбираемся с осадком, в нём большая часть серебра. К осадку надо прилить либо соляную кислоту и помешать, кстати, заметно как сульфат переходит в хлорид, сульфат белый, но состоит почти из одинаковых крупинок, а хлорид, он как творог и крупинки постепенно становятся творожком. Вместо соляной можно налить концентрированный раствор поваренной соли и нагреть, не так быстро как с соляной, но сульфат перейдёт в хлорид. Итак остался раствор. Аккуратно, понемногу, выливаем раствор в дистиллированную воду. Важно! Не воду в раствор, а раствор в воду. Концентрированный раствор тяжелее воды, потому он сразу идёт на дно и там смешивается с водой, выделяется много тепла, раствор сильно греется и если лить много, то и закипит. А если воду лить в кислоту, то она останется на поверхности, при смешивании нагреется и закипит. А брызги от этого полетят в вас. Хотите кислотный душ, вперёд! Итак раствор в воду вылили, перемешали, теперь туда добавляем поваренную соль. Вот он хлорид. Дальше писать не буду. Как из хлорида получить серебро уже писал. Скорее всего, получившееся серебро чистым не будет и для любителей чистоты, вроде меня, придётся перерастворять конечный продукт и доводить до 999 качества. Для примера нашёл исходное сырье, побывавшее в меланже. И как оно выглядит.

Белый цвет серебра остался
Белый цвет серебра остался

Хорошо видно что где-то проступила основа, а где-то нет и это на одной детали.

Ещё то же
Ещё то же

Другой, практически одинаковый материал. Может кто разъяснит почему так?

Штырёк от разъёма
Штырёк от разъёма

Отдельная деталька. Думаю серебро наносилось гальваникой и слой должен был быть везде одинаковым, но смылось не одинаково.

В прошлом конденсатор.
В прошлом конденсатор.

Ещё деталь, всё так же.

Из трёх описанных способов у всех есть минусы, причём серьёзные. Думаю первым никто не воспользуется, какой смысл пол жизни тереть метал напильником, при том что чистого серебра не будет. Для второго нужно много азотной кислоты и затраты на неё перекроют всю прибыль с полученного металла. Хотя, если кислота халявная, он имеет место быть. В последнем много нюансов и гемороя. Работа с концентрированными кислотами, не стабильное смытие. Обязательно работать в стеклянной, или керамической посуде. Много побочной работы, да и расходы на концентрированную серную кислоту существенны. Потому материал на заглавном фото можно сразу сдать в чермет - шутка. Буду перерабатывать четвертым способом. Как переработаю отпишусь, а пока, если у вас есть подобный материал и вы желаете взять с него серебро ищите сульфИТ натрия. Вот его уже не купить в хоз и автомагазинах, но в интернете предложения есть. У меня он самодельный.