Есть такой материал. По весу примерно 650 грамм. Где-то явно видно посеребрение, где-то, скорее всего лужение, а где-то нержавейка. Можно отполировать особо интересные детальки для инсталляции, погрузиться в "искусство", и забить на аффинаж. Но, мне нужно взять серебро. Первый способ, для него реактивы не нужны, а нужен напильник и очень много времени, чтобы сточить всё посеребрение чисто механически. Конечно основа попадёт, но серебра будет больше. Думаю пробовать не стоит. Второй способ: растворить всё это в азотной кислоте, высадить хлорид и востановить. Уже лучше, но сколько нужно азотной кислоты? Пару литров, не меньше. Опять же, основа - это медь, латунь и бронза. Металлы не дешёвые. Конечно, можно из отработанного раствора медь гвоздями высадить, но столько гемора, а примут ли такую медь. Третий способ, собственно сама смывка. Серебро снимается, основа остаётся. Скажу честно, фоток процесса не будет, как и не будет самого процесса. Будет, для желающих, чисто теоретическое описание, основанное на практической, проводимой ранее, работе, данного процесса. Итак нам понадобятся: концентрированная серная кислота, хотелось бы концентрированную азотную кислоту, но работать будет и при 65%. Обязательно стеклянную ёмкость, пластик не пойдёт. Посеребрение снимется только с открытых мест, если есть поверх пайка, под ней серебро останется. А вот если есть лак, то это не страшно, концентрированная серная кислота его растворит. Где взять концентрированные кислоты, отдельная тема, могу сказать, что серную кислоту концентрацией примерно в 90% можно получить самому, причём не сложно, а "дымящую", так называют концентрированную азотную кислоту, тоже можно получить, но уже много сложнее чем серную. Исхожу из того что такие ингредиенты есть. Если материал покрыт лаком, то высыпаем его в термостойкий химический стакан, заливаем до покрытия концентрированной серной кислотой и греем. Лак растворится быстро, примерно за час. И да, прежде чем начать "химичить", защищаем лицо и руки, лицо очками, руки перчатками, при работе следим, если концентрированная серная кислота попадёт на перчатки, сразу снимаем их и надеваем новые. Концентрированная серная кислота такая, а если ещё и нагретая - вещь очень опасная. Итак, материал был без лака или лак растворился, что дальше? По любому материал должен быть залит до покрытия серной кислотой. Лака было много и раствор почернел
- сливаем кислоту и наливаем новую. Лака было мало и раствор не почернел, тогда приливаем в раствор азотную кислоту, где-то девятую-десятую часть. И мы получаем "меланж", потому, если слышали где-то: смываю посеребрение меланжем", то это как раз эта тема. При доливе азотной кислоты, через стекло видно, что там где струя касается, даже погружённого в серную кислоту металла, реакция, в виде мелких пузырей газа, начинается и тут же останавливается, как только кислоты перемешиваются. Можно сделать меланж заранее и приливать его к материалу. Вот в принципе и всё, дальше пойдёт реакция, раствор может слегка нагреться, но по прошествии максимум трёх часов, реакция встанет, даже если не всё посеребрение смылось, может у кого она длилась и дольше, но у меня вставала через 2-3 часа, нагревание не помогало. Причём, если перелить этот раствор к другому свежему материалу, реакция шла. Реакция встала, есть ещё материал - переливаем раствор туда, снимется ещё меньше и реакция встанет через час - полтора, перельём ещё раз реакция начнётся и дальше начнётся растворение не только серебра, но и основы. Ну так это понятно, при реакции азотной кислоты и серебра, кроме ништяка в виде нитрата серебра, ещё и вода образуется, про оксиды азота и писать не хочется, но они и не мешают, а вот вода прекрасно снижает концентрацию серной кислоты, её пассивирующие свойства оканчиваются и уже азотная кислота начинает грызть медь, при этой реакции воды ещё больше становится ну и... кроме нитрата серебра, будет нитрат меди, а может и цинка или оловянная кислота появится. Так что надо следить. Кроме этого, через некоторое время, после начала смывки, вы увидите, что на дне стал появляться белый осадок, поверьте, он появится. И его будет довольно много. Это выпадает сульфат серебра. Помните о нём, там по массе будет больше половины смытого серебра. Итак реакция встала, всё ли растворилось или нет, но и через пять часов и через сутки посеребрение не смывается. Надо сливать раствор. Сливаем в отдельную стеклянную ёмкость. У нас остался материал и видно, что он изрядно смочен и в том чем он смочен, тоже есть серебро. Можно вывалить его на сетку из нержавейки, если такая есть, и дать ещё стечь. А да что делать с сульфатом серебра? Крайне аккуратно, стеклянной палочкой, наклонив стакан или что там у вас, методом сдвига, вываливаем материал. На дне остаётся белый осадок, материал на сетке из нержавейки с него стекает раствор. Раствор с материала стёк, но он ещё влажный и на нём что-то есть, что надо делать? Промыть водой, нет, промыть дистиллированной водой, то же нет, промыть его надо концентрированной серной кислотой, а если промывать водой, тут же включится реакция востановления серебра на меди, которую я описывал здесь и серебро радостно вернётся на место, конечно не много, но всё же, столько сил, кислот и материала частично зря перевели. Потому либо моем концентрированной серной кислотой, либо, высыпаем отработанный материал в раствор поваренной соли. Нитрат серебра сразу переходит в хлорид, а что с ним сделать после промывки, мы уже знаем. И тут незаметно, хотя вполне заметно подкрался другой песец. Хлорид, что образовался при высыпании, из белого, быстро начинает темнеть. И это правильно, хлорид в наличии, кислая среда присутствует, а восстанавливающий металл - цинк, есть в латуни. И вот у нас получается серебро, прям на только что отмытых от него контактах. Они красные и жёлтые, а местами, где не смылось серебро, белые, начинают темнеть. Но это уже проще. Материал промываем, сливаем промывку аккуратно, что бы не слить остатки хлорида и восстановленное серебро, а после, когда всё промыли, можно темный налёт счистить зубной щёткой, хотя, если вы не паритесь по этим "крохам" серебра, этого можно не делать.Но если делаете, заметьте, что вы получили смесь хлорида и чистого серебра. Значит оставшийся хлорид надо востановить, как это делать, написано тут.
Итак из промывки серебро забрали, но у нас есть ещё раствор нитрата серебра в кислотах и сульфат серебра в осадке. Разбираемся с осадком, в нём большая часть серебра. К осадку надо прилить либо соляную кислоту и помешать, кстати, заметно как сульфат переходит в хлорид, сульфат белый, но состоит почти из одинаковых крупинок, а хлорид, он как творог и крупинки постепенно становятся творожком. Вместо соляной можно налить концентрированный раствор поваренной соли и нагреть, не так быстро как с соляной, но сульфат перейдёт в хлорид. Итак остался раствор. Аккуратно, понемногу, выливаем раствор в дистиллированную воду. Важно! Не воду в раствор, а раствор в воду. Концентрированный раствор тяжелее воды, потому он сразу идёт на дно и там смешивается с водой, выделяется много тепла, раствор сильно греется и если лить много, то и закипит. А если воду лить в кислоту, то она останется на поверхности, при смешивании нагреется и закипит. А брызги от этого полетят в вас. Хотите кислотный душ, вперёд! Итак раствор в воду вылили, перемешали, теперь туда добавляем поваренную соль. Вот он хлорид. Дальше писать не буду. Как из хлорида получить серебро уже писал. Скорее всего, получившееся серебро чистым не будет и для любителей чистоты, вроде меня, придётся перерастворять конечный продукт и доводить до 999 качества. Для примера нашёл исходное сырье, побывавшее в меланже. И как оно выглядит.
Хорошо видно что где-то проступила основа, а где-то нет и это на одной детали.
Другой, практически одинаковый материал. Может кто разъяснит почему так?
Отдельная деталька. Думаю серебро наносилось гальваникой и слой должен был быть везде одинаковым, но смылось не одинаково.
Ещё деталь, всё так же.
Из трёх описанных способов у всех есть минусы, причём серьёзные. Думаю первым никто не воспользуется, какой смысл пол жизни тереть метал напильником, при том что чистого серебра не будет. Для второго нужно много азотной кислоты и затраты на неё перекроют всю прибыль с полученного металла. Хотя, если кислота халявная, он имеет место быть. В последнем много нюансов и гемороя. Работа с концентрированными кислотами, не стабильное смытие. Обязательно работать в стеклянной, или керамической посуде. Много побочной работы, да и расходы на концентрированную серную кислоту существенны. Потому материал на заглавном фото можно сразу сдать в чермет - шутка. Буду перерабатывать четвертым способом. Как переработаю отпишусь, а пока, если у вас есть подобный материал и вы желаете взять с него серебро ищите сульфИТ натрия. Вот его уже не купить в хоз и автомагазинах, но в интернете предложения есть. У меня он самодельный.