В начале 20 века за курение на улице можно было не только штраф схлопотать, но и лишиться свободы сроком на 30 дней. Мало того, к примеру в Нью-Йорке в 1908 вообще было запрещено курить! Правда закон продержался в действии всего две недели и распространялся только... Только на женщин. Да, курить в ту пору можно было всем, но только не дамам, которые в 1900-х права если и имели, то на очень не многое.
Хотя, как заявляют историки, женщинам всё же разрешалось курить, но исключительно на территории дома и что б этого никто не видел. Ну, это если дама приличная, запреты не распространялись на женщин низкой социальной ответственности... При том это не значило, что у них прав больше)
Сейчас бы всё это назвали радикально сексистским отношением к женщинам и, да, всё так и было, ибо общество того времени было исключительно мужским и дама в нём рассматривалась как обязательное дополнение, но не более того. Да что там курение! Женщинам на улице даже появляться без сопровождения мужчины запрещалось! Вернее считалось крайне неприличным.
При том в США к публичному курению дам относились более остро, чем скажем в Европе. Исторический факт - когда французская дива Сара Бернар закуривала сигарету в американском ресторане, обслуживающий персонал воздвигал вокруг её столика специальную ширму. Дабы не шокировать публику))
Говорят, что именно табачные компании спровоцировали развитие феминизма в обществе, как противовес существующему патриархату. На самом деле, они лишь воспользовались ситуацией, возможностью расширить аудиторию покупателей и не более того. Хотя, да, разного рода провокации имели место быть) К примеру, по сей день считается, что вся табачная реклама, в течение всего 20 века, направлена была исключительно на женщин и несовершеннолетних.
Нет, для мужчин была та же реклама, но мужики считались более стабильной аудиторией, которую не нужно постоянно стимулировать красочными образами) А вот женщины... Тут дело другое, тонкое, со сложной душевной организацией. Хотя... Принципы манипуляций особо не отличались)
К примеру, это выпуск марок "исключительно для женщин". Так начиналось продвижение сигарет Marlboro. Но это в первой половине 20 века всё же было скорее исключением, персонализированные сигаретные марки были ещё редкостью. Наиболее часто манипуляция рекламы строилась на "примере" и "подражании". Почти все крупные марки того времени рекламировали всякого рода знаменитости. При том далеко не всегда даже курящие. Например, на плакате выше Lucky Strike рекламирует пионер авиации Амелия Эрхарт, в жизни никогда не курившая. Но для рекламных кампаний это никогда помехой не было)
Кстати, авторству Lucky Strike принадлежит ещё одна манипуляция, ставшая сейчас классикой и не только в продвижении табачных продуктов. Уже в 20-х имелась практика исследовать и анализировать рынок и по результатам выяснялось, что зелёная пачка Lucky Strike курящим женщинам нравилась меньше чем хотелось бы производителю. Вот она - "тонкая душевная организация", дамы предпочитали сигареты в пачках более светлых и нейтральных цветов.
Да, Lucky Strike всё равно "побелела" в итоге, но в 20-х производитель марки пачку решил не "перекрашивать", а... А сделать зелёный цвет модным у женщин! Так компания долгое время спонсировал такое регулярное мероприятие как "Зелёный Бал". Это было светское мероприятие проводившееся в залах фешенебельного отеля Уолдорф-Астория.
"Зелёные Балы" широко освещались прессой, завсегдатаями мероприятия был весь свет высшего общества и требования к посетителям было лишь одно. Нет, не нужно было постоянно дымить сигаретой Lucky Strike)) Достаточно было иметь наряд в изумрудных тонах. И, да, почти до начала 40-х это прекрасно работало, зелёный цвет стал модным, если не сказать элитным. Далеко не все могли попасть на "Зелёный Бал", но пачка-то сигарет была более доступной)
Популярность "Зелёного Бала", говорят, спровоцировало свободу на курение и в кинематографических лентах. Кларк Гейбл, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл.... Весь свет Голливуда постепенно закурил) Кстати, считать "курящий Голливуд" веянием моды или свободы не совсем верно. Так только American Tobacco, за 1937 - 1938 годы, вложила в Голливуд инвестиций на 3 миллиона долларов. В конце 30-х это были огромные деньги и очень маловероятно, что деньги направлялись на развитие кинематографа)
Начало Второй Мировой скорректировало некоторые маркеры манипуляций, но никак не ослабило. Как говориться - кому война, а кому мать родна. Основой рекламы стала тема патриотизма. Хотя какая связь между патриотизмом и курением именно Chesterfield? Но и идея "помощи нации" в трудные времена прекрасно работала. Так сказать, покупая пачку сигарет каждый вносил посильный вклад в насаждении мира армией США. Просто, доступно, но не всегда верно.
Во второй половине 20 века женщин табачники обхаживать меньше не стали) Но манипуляции стали чуть более изощрёнными. К примеру, появление формата Super Slims - это пример исключительно "женских сигарет". И это тоже отлично сработало, как и почти любая персонализированная реклама. Приятно же когда гигантская компания радеет конкретно за тебя) По крайней мере рекламой представлялось именно так и вклад приносил хорошую прибыль.
Прямо сейчас гендерная привязка к сигаретным форматам активно размывается, что соответствует разрушению традиционных ценностей на Западе. Не удивлюсь, если спустя годы выяснится, что к популяризации "радужного флага" крупные табачники тоже руку приложили)
А на финал, пользуясь случаем, хочу поздравить всех читательниц с этим весенним праздником) Добра вам! Здоровья! И весны в сердце! Спасибо, что читает "Уголок"))
Пост написан при технической поддержке группы "Табачный Клуб".
Все статьи, дегустации и прочий материал "Уголка Курильщика" можно отыскать на этой страничке:
Если понравился пост, ставьте, пожалуйста, лайк, чтобы я знал, какие новости Вам наиболее интересны.
Поддержите канал комментарием!
Подписывайтесь на мою ленту и будьте в курсе самой увлекательной и познавательной информации о табаке и культуре его потребления!
И помните: курение вредит Вашему здоровью!