В первой части я написала о самой знаменитой теории цветового зрения. Она считалась самой логичной. И до сих пор, по моему, изучается кем-то как основная. Однако были те, кто был против этой теории. Они предлагали миру свои гипотезы.
Геринг был не согласен с трёхкомпонентной теорией и создал свою оппонентную теорию цветного зрения. Он утверждал, что цветовое зрение основано на шести цветовых восприятиях, четыре хроматических оттенка - жёлтый, красный, синий и зелёный, и два ахроматических цвета - белый и черный. Это те цвета не могут образовать промежуточный цвет. Красно-зелёного, жёлто-синего, бело-чёрного цвета нет. Эти цвета были связаны с антагонистическими физиологическими процессами, которые взаимно исключали друг друга. Если один цвет производил возбуждающий эффект, то другой – запрещающий. Оппонентные цвета никогда не воспринимались одновременно (визуальная система не может быть одновременно возбуждена и запрещена).
Модель Геринга объяснила «отрицательные» последовательные образы, которые возникали после продолжительной зрительной фиксации на каком-либо объекте, либо после яркой вспышки как след изображения, даже если объект уже исчезал из поля зрения.
Если пристально смотреть 10 - 15 секунд на красный объект на хорошо освещённом фоне, а затем перевести взгляд на белый участок бумаги, возникнет последовательный образ объекта зелёного цвета. Если объект зелёный, цвет последовательного образа будет красным; если синий - жёлтым, если жёлтый — синим.
В связи с тем, что у исследователя было аномальное восприятие цветов (тританопия), выводы этого эксперимента являются неточными. Оппонентным для красного является не зелёный, а голубой цвет, а для зелёного не красный, а пурпурный.
У каждой теории были свои последователи. Австрийский физик Эрвин Шедингер в 1925 году попытался объединить две теории в одну. Идея Шредингера заключалась в том, что трёхцветная теория может быть реализована на уровне рецепторов сетчатки и что реакция рецепторов на имитацию света может быть преобразована в четыре цветокодирующих сигнала позже в зрительной системе.
Эдвин Лэнд - изобретатель фильтров polaroid, а также "моментальной фотографии"- провел несколько впечатляющих цветовых демонстраций, которые опровергали трехкомпонентную теорию.
Он взял черно-белое изображение вазы с фруктами и спроецировал его с помощью двухлинзового проектора на экран. В одном из проекторов он не использовал красный фильтр, однако изображение на экране все равно содержало красный цвет, хотя и не такой яркий, как при наличии красного фильтра. Потом он вернул красный фильтр и убрал зелёный, и на проецируемом изображении зелёный цвет был виден, и то же самое произошло с синим фильтром. Эта демонстрация не соответствовала убеждению, что для получения красного цвета существенно необходим длинноволновый фильтр, а для получения синего – коротковолновый. Также он обратил внимание, что соседние области разного цвета в поле зрения влияют и изменяют внешний вид друг друга.
Его наблюдения открыли программу исследовательского экспериментирования, позволили ему сотрудничать с известными нейробиологами и стали основой для развития собственной теории - теории ретинекса. Теория ретинекса объясняла постоянство цвета при изменении освещения, способность зрительной системы адаптироваться и нейтрализовать преобладающий цвет. Его теория признавала отражающую способность объектов для формирования ощущения цвета и подчеркивала важность границ, которые позволяют глазу оценивать яркость. Однако гипотеза ретинекса не могла предсказать изменения цвета, которые действительно происходят. Гипотеза Лэнда, обратила на себя внимания, но дальнейшего продвижения не нашла.
Очень интересная теория цветовосприятия была представлена в 1975 году советским ученым Сергеем Дмитриевичем Ременко. Ее называют нелинейной двухкомпонентной теорией цветовосприятия. Она учитывает недостатки общепринятой трехкомпонентной теории.
Согласно теории Ременко, существуют колбочки только одного типа, которые воспринимают цвета зелёного и красного спектра, а в палочках находится катализатор сине-зелёного света родопсин.
В колбочках находится пигменты, которые чувствительны к красной части спектра - эритролаб и к зелёной части спектра - хлоролаб.
Свет, проходя хрусталик и роговицу, преломляется и раскладывается на спектры. Сине-зелёный спектр проецируется ближе к хрусталику, а красный дальше. Палочки воспринимают почти всю видимую область спектра (так как они длиннее колбочек), однако восприимчивость их максимальна в фиолетово - сине - зелёной области, благодаря наличию в них светочувствительного пигмента родопсина). Колбочки также воспринимают почти всю область спектра. Но благодаря пигменту хлоролабу наибольшая чувствительность находится в жёлто-зелёной области спектра, а за счет эритролаба — в оранжевой. Под воздействием света колбочки дают два сигнала. Один отображает изменения интенсивности красного и зелёного фронтов света, второй – усреднённый сигнал, соответствующий жёлтому фронту. Усреднённый сигнал смешивается с синим сигналом от палочки, создавая вторую цветоразностную пару. Совокупность цветоразностных сигналов красный–зелёный, жёлтый–синий и определяет цветовое восприятие глаза.
Теория Сергея Раменко объясняет механизмы обработки сигналов рецепторами, поддержание баланса белого цвета и моделирует работу глаза в целом.
Однако пока нелинейная теория ещё не получила широкого признания и распространения.
Подписывайтесь на мой канал. Жмите на 👍