Найти тему
Искусствовед Успенский

Забытая советская скульптура - её потеряли 100 лет назад и нашли заново

Если бы мне заранее показали экспонаты готовящейся выставки, я бы сказал: эту скульптуру невозможно показывать вместе, она разорвёт выставочное пространство!

Фотография с официального сайта РОСИЗО.
Фотография с официального сайта РОСИЗО.

В московском "Новом Манеже" со 2 марта открыта выставка «17/37. Советская скульптура. Взлёт». Проект РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ и кураторстве А. Есипович-Рогинской собрал невероятно разноплановую советскую скульптуру периода с 1917 по 1937. Выставке предшествовала серьезная исследовательская, организационная и техническая подготовка - 100 предметов отобрали из 20 российских музеев и частных собраний. Многие из экспонатов впервые покинули музейные хранилища ради этой выставки.

Вид экспозиции. Эта и последующие фотографии сделаны автором статьи А.Успенским на экспозиции выставки.
Вид экспозиции. Эта и последующие фотографии сделаны автором статьи А.Успенским на экспозиции выставки.

Произведения аккумулируют в себе столь разнонаправленную энергию, что архитектор выставки А. Горланов построил в зале основательную выставочную стену-панель из серых блоков открытой кладки, чтобы она визуально удерживала эти рвущиеся творческие разряды.

Иосиф Чайков. Рабочий. 1921.
Иосиф Чайков. Рабочий. 1921.

Экспозиция представляет три основных направления в скульптуре первых двадцати лет советской власти: работы, созданные согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, авангард и сопутствующие ему разностилевые поиски, и формирующийся пластический канон новой государственности.

Виктор Синайский. Лассаль. Ленинский план монументальной пропаганды. 1922.
Виктор Синайский. Лассаль. Ленинский план монументальной пропаганды. 1922.
Борис Королев. Портрет революционера и теоретика анархизма М.А.Бакунина. 1927
Борис Королев. Портрет революционера и теоретика анархизма М.А.Бакунина. 1927

Ленинский план монументальной пропаганды мотивировал скульпторов к созданию памятников новым святым, современным мученикам и "отцам церкви". Прежний религиозный комплекс должен был быть полноценно замещен обновленными ритуалами и их агитационно-эстетическим оформлением.

Николай Андреев. Свобода. 1919
Николай Андреев. Свобода. 1919

Эта голова из железобетона - фрагмент статуи для скульптурной части памятника-обелиска Советской Конституции для Москвы. От всего замысла сохранилась лишь голова, возрождающая эллинскую мощь и торжественную пластику.

Василий Козлов. Электрификация. Проект памятника. 1927
Василий Козлов. Электрификация. Проект памятника. 1927

Электричество воспринималось новой чудесной стихией, преображающей мир. Василий Козлов выбрал для памятника к 10-летию электрификации стиль цветущей Римской империи, величественный и классичный. Потенциальные возможности электрического тока так восхищали современников художника, что даже весьма образованный Леонид Красин верил, что в будущем с помощью этой дивной энергии можно будет воскрешать мертвых.

Беатриса Сандомирская. Голова в железе. 1924
Беатриса Сандомирская. Голова в железе. 1924

Сандомирская вдохновляется архаикой, соединяя пластику африканской народной скульптуры - фетиш Пикассо и загадочные по происхождению головы с острова Пасхи (о которых она и не подозревала) .

Мария Страховская. Митинг по случаю закладки памятника "Освобожденному труду". 1920-е.
Мария Страховская. Митинг по случаю закладки памятника "Освобожденному труду". 1920-е.

В поисках нового стиля многие хватались и за натурализм. Так, востребованный живописец Исаак Бродский создавал вместе с помощниками некоторые свои многофигурные полотна, широко пользуясь фотографиями. Пример схожих находок в скульптуре - горельеф Страховской и фигура работы Вайнера.

Лазарь Вайнер. Ударница электрозавода. 1920-е
Лазарь Вайнер. Ударница электрозавода. 1920-е

Все главные социальные процессы того времени, имеющие художественное оформление: парады, демонстрации, митинги и праздники - проходили в экстерьерах. Запертая в мастерских живопись и графика оказывались в аутсайдерах.

Все движения души толпы должны были быть организованы и откликаться на искусство зрительно доступное, находящееся на улицах и в общественных пространствах. Скульптура, монументальное и оформительское искусство были главными ответчиками на новые запросы. У нового искусства не нужно было разглядывать лицо эпохи, но тело, причем тело коллективное - вот что было адекватно запросам времени. Психологизм раскрывался по-новому: не через портрет, а через фигуру персонажа, его физически очевидную динамику.

Валентина Шорина. Старуха. 1924.
Валентина Шорина. Старуха. 1924.

В 1920-х многих художников очаровывал народный говор, многие обращались к сказовым приёмам, вводили наив и диалект как художественный метод. В работе Шориной как бы нет школы, будто рукастый русский мастеровой, ловко владеющий топором, после хорошего трудового дня взял, да и сделал этот портрет, в котором "рубленые черты лица" - не метафора, а описание натуры.

Овсей Коган. Голова (кубизм). 1920.
Овсей Коган. Голова (кубизм). 1920.

Авангард - время отчаянных. Формотворчество, подминающее и отменяющее сюжет, и тему, и образ - голова, да и только, что еще сказать о работе Когана.

Иннокентий Суворов. Мужская голова . 1927
Иннокентий Суворов. Мужская голова . 1927
Беатриса Сандомирская. Материнство. Чернозем. 1929
Беатриса Сандомирская. Материнство. Чернозем. 1929

Мать-сыра земля - образ языческий, и воплощение его соответствующее. В эти годы многие художники искали вечные образы в жницах, крестьянках, работницах и происходила возгонка того, что раньше называлось "народный типаж" до масштаба языческих советских богинь и титанш.

Леопольд Дитрих. Спартак. 1920
Леопольд Дитрих. Спартак. 1920

Вид экспозиции
Вид экспозиции

Зачастую памятники создавались из нестойких материалов и разрушались через несколько месяцев. Множество идей оставались воплощенными в моделях и эскизах, поскольку время не позволяло найти материалы и средства для их реализации. Эти эскизы попадали в музейные собрания по всей стране, и ради данной выставки некоторые из них впервые покинули запасники.

Исидор Фрих-Хар. Чапаевский гармонист. 1929
Исидор Фрих-Хар. Чапаевский гармонист. 1929

Перекинулся к чапаевцам этот лихой парень с махновского отряда, не иначе - такая дикая удаль да разгуляй-сила в нем! Сходство с героями Евгения Урбанского - поразительное.

Экспозиция мелкой пластики. Узнаваемый канонический стиль сталинской скульптуры.
Экспозиция мелкой пластики. Узнаваемый канонический стиль сталинской скульптуры.

В начале тридцатых идеал искусства нашелся - Эллада социализма, актуальным стал вопрос: "Где наши красные Гомеры и красные Толстые?". Окрепшая государственность требовала конгениальных художников.

Мария Денисова-Щаденко. Бюст В.И. Ленина .1930-е
Мария Денисова-Щаденко. Бюст В.И. Ленина .1930-е
Владимир Кудряшов. Голова бородатого мужчины. 1920-е
Владимир Кудряшов. Голова бородатого мужчины. 1920-е
Сергей Кольцов. Парижский угольщик. 1929.
Сергей Кольцов. Парижский угольщик. 1929.

У Кольцова формальный ход оправдан образом: сделать угольщика угловатым, подобным его добыче, его тугим и сильным движениям, его тяжёлой походке, рубленой пластике.

Давид Якерсон. Ненка с веслом. 1930-е
Давид Якерсон. Ненка с веслом. 1930-е

Трудно не вспомнить при взгляде на эту жительницу Севера с ее яркой постановкой фигуры, жителя Северо-Запада Александра Блока. Памятник работы Ротанова, недавно установленный поэту в Петербурге, имеет схожий наклон. Но в другую сторону, и без весла.

Вера Мухина. Колхозница. 1920-е
Вера Мухина. Колхозница. 1920-е

В 1920-е Мухина уже работала над своими знаменитыми скульптурами, в их числе - "Колхозница", она же "Крестьянка". Показанная на зарубежных выставках, она была приобретена, уже после Второй мировой, в собрание музея Ватикана. Мощные руки для этой фигуры Мухина лепила с рук своего мужа.

Кстати, образцом скульптора Вера Мухина признавала Ивана Шадра.

Давид Якерсон. Борец. 1930-е
Давид Якерсон. Борец. 1930-е
Борис Королев. Рабочий, разрывающий цепи. 1933.
Борис Королев. Рабочий, разрывающий цепи. 1933.

Спортивные и военные термины не зря были так популярны, новая жизнь требовала постоянных физических усилий и волевых качеств, иначе сметут и останешься на обочине истории обломком империи. Диапазон героев: от борца спортивного до борца классового.

Исидор Фрих-Хар. На Южном фронте. Перед наступлением. 1932
Исидор Фрих-Хар. На Южном фронте. Перед наступлением. 1932

Еще один пример натурализма с заметным влиянием приемов самодеятельного творчества. Эта группа исполнена из фаянса с полихромной росписью.

-27

На этой выставке я не увидел проходных работ - адреналиновое время напитало каждую скульптуру, а их художественный "генофонд" поражает богатством и разнообразием видов, многие из которых могли возникнуть только в те годы.

-28

Скульптура не входит в сферу моих постоянных интересов, мне самому будет любопытно познакомиться с теми исследованиями произведений выставки, которые опубликуют в серьезном каталоге со статьями специалистов.

Мне хотелось обратить ваше внимание на невероятно насыщенное время первых двадцати лет советской власти, давшее огромное количество направлений, часть из которых угасла, часть соединилась в основной канонический поток советского искусства. Энергия, поиск и эксперимент давали столь богатые результаты, что даже в виде эскизов и сегодня буквально поражают воображение зрителя.

Я специально нашел время во время моей поездки в Москву для этой экспозиции, и уверенно советую и вам заглянуть в Манеж в Георгиевском переулке, где выставка открыта до мая.

Поддержать канал для дальнейшего обзора таких выставок —

сбербанк 2202202334885005

https://sobe.ru/na/p27250M6k169

https://www.donationalerts.com/r/iskusstvoveduspensky