Если бы мне заранее показали экспонаты готовящейся выставки, я бы сказал: эту скульптуру невозможно показывать вместе, она разорвёт выставочное пространство!
В московском "Новом Манеже" со 2 марта открыта выставка «17/37. Советская скульптура. Взлёт». Проект РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ и кураторстве А. Есипович-Рогинской собрал невероятно разноплановую советскую скульптуру периода с 1917 по 1937. Выставке предшествовала серьезная исследовательская, организационная и техническая подготовка - 100 предметов отобрали из 20 российских музеев и частных собраний. Многие из экспонатов впервые покинули музейные хранилища ради этой выставки.
Произведения аккумулируют в себе столь разнонаправленную энергию, что архитектор выставки А. Горланов построил в зале основательную выставочную стену-панель из серых блоков открытой кладки, чтобы она визуально удерживала эти рвущиеся творческие разряды.
Экспозиция представляет три основных направления в скульптуре первых двадцати лет советской власти: работы, созданные согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, авангард и сопутствующие ему разностилевые поиски, и формирующийся пластический канон новой государственности.
Ленинский план монументальной пропаганды мотивировал скульпторов к созданию памятников новым святым, современным мученикам и "отцам церкви". Прежний религиозный комплекс должен был быть полноценно замещен обновленными ритуалами и их агитационно-эстетическим оформлением.
Эта голова из железобетона - фрагмент статуи для скульптурной части памятника-обелиска Советской Конституции для Москвы. От всего замысла сохранилась лишь голова, возрождающая эллинскую мощь и торжественную пластику.
Электричество воспринималось новой чудесной стихией, преображающей мир. Василий Козлов выбрал для памятника к 10-летию электрификации стиль цветущей Римской империи, величественный и классичный. Потенциальные возможности электрического тока так восхищали современников художника, что даже весьма образованный Леонид Красин верил, что в будущем с помощью этой дивной энергии можно будет воскрешать мертвых.
Сандомирская вдохновляется архаикой, соединяя пластику африканской народной скульптуры - фетиш Пикассо и загадочные по происхождению головы с острова Пасхи (о которых она и не подозревала) .
В поисках нового стиля многие хватались и за натурализм. Так, востребованный живописец Исаак Бродский создавал вместе с помощниками некоторые свои многофигурные полотна, широко пользуясь фотографиями. Пример схожих находок в скульптуре - горельеф Страховской и фигура работы Вайнера.
Все главные социальные процессы того времени, имеющие художественное оформление: парады, демонстрации, митинги и праздники - проходили в экстерьерах. Запертая в мастерских живопись и графика оказывались в аутсайдерах.
Все движения души толпы должны были быть организованы и откликаться на искусство зрительно доступное, находящееся на улицах и в общественных пространствах. Скульптура, монументальное и оформительское искусство были главными ответчиками на новые запросы. У нового искусства не нужно было разглядывать лицо эпохи, но тело, причем тело коллективное - вот что было адекватно запросам времени. Психологизм раскрывался по-новому: не через портрет, а через фигуру персонажа, его физически очевидную динамику.
В 1920-х многих художников очаровывал народный говор, многие обращались к сказовым приёмам, вводили наив и диалект как художественный метод. В работе Шориной как бы нет школы, будто рукастый русский мастеровой, ловко владеющий топором, после хорошего трудового дня взял, да и сделал этот портрет, в котором "рубленые черты лица" - не метафора, а описание натуры.
Авангард - время отчаянных. Формотворчество, подминающее и отменяющее сюжет, и тему, и образ - голова, да и только, что еще сказать о работе Когана.
Мать-сыра земля - образ языческий, и воплощение его соответствующее. В эти годы многие художники искали вечные образы в жницах, крестьянках, работницах и происходила возгонка того, что раньше называлось "народный типаж" до масштаба языческих советских богинь и титанш.
Зачастую памятники создавались из нестойких материалов и разрушались через несколько месяцев. Множество идей оставались воплощенными в моделях и эскизах, поскольку время не позволяло найти материалы и средства для их реализации. Эти эскизы попадали в музейные собрания по всей стране, и ради данной выставки некоторые из них впервые покинули запасники.
Перекинулся к чапаевцам этот лихой парень с махновского отряда, не иначе - такая дикая удаль да разгуляй-сила в нем! Сходство с героями Евгения Урбанского - поразительное.
В начале тридцатых идеал искусства нашелся - Эллада социализма, актуальным стал вопрос: "Где наши красные Гомеры и красные Толстые?". Окрепшая государственность требовала конгениальных художников.
У Кольцова формальный ход оправдан образом: сделать угольщика угловатым, подобным его добыче, его тугим и сильным движениям, его тяжёлой походке, рубленой пластике.
Трудно не вспомнить при взгляде на эту жительницу Севера с ее яркой постановкой фигуры, жителя Северо-Запада Александра Блока. Памятник работы Ротанова, недавно установленный поэту в Петербурге, имеет схожий наклон. Но в другую сторону, и без весла.
В 1920-е Мухина уже работала над своими знаменитыми скульптурами, в их числе - "Колхозница", она же "Крестьянка". Показанная на зарубежных выставках, она была приобретена, уже после Второй мировой, в собрание музея Ватикана. Мощные руки для этой фигуры Мухина лепила с рук своего мужа.
Кстати, образцом скульптора Вера Мухина признавала Ивана Шадра.
Спортивные и военные термины не зря были так популярны, новая жизнь требовала постоянных физических усилий и волевых качеств, иначе сметут и останешься на обочине истории обломком империи. Диапазон героев: от борца спортивного до борца классового.
Еще один пример натурализма с заметным влиянием приемов самодеятельного творчества. Эта группа исполнена из фаянса с полихромной росписью.
На этой выставке я не увидел проходных работ - адреналиновое время напитало каждую скульптуру, а их художественный "генофонд" поражает богатством и разнообразием видов, многие из которых могли возникнуть только в те годы.
Скульптура не входит в сферу моих постоянных интересов, мне самому будет любопытно познакомиться с теми исследованиями произведений выставки, которые опубликуют в серьезном каталоге со статьями специалистов.
Мне хотелось обратить ваше внимание на невероятно насыщенное время первых двадцати лет советской власти, давшее огромное количество направлений, часть из которых угасла, часть соединилась в основной канонический поток советского искусства. Энергия, поиск и эксперимент давали столь богатые результаты, что даже в виде эскизов и сегодня буквально поражают воображение зрителя.
Я специально нашел время во время моей поездки в Москву для этой экспозиции, и уверенно советую и вам заглянуть в Манеж в Георгиевском переулке, где выставка открыта до мая.
Поддержать канал для дальнейшего обзора таких выставок —
сбербанк 2202202334885005
https://sobe.ru/na/p27250M6k169
https://www.donationalerts.com/r/iskusstvoveduspensky