Лошади топчут оба берега реки Хуанхэ
Цзянь поражает три округа и шесть областей,
Её мощь сотрясает полнеба в Шаньдуне
马踏黄河两岸,锏打三州六府,威震山东半边天
Про танского генерала Цинь Цюна.
Китайская булава (鐧 Jiān) звучит для русского уха также, как и меч цзянь. Однако это совсем другое, не клинковое, а ударно-дробящее оружие.
При этом такой цзянь - один из традиционных видов оружия в древнем Китае, используемый гораздо шире и дольше, чем популярный в наших ушуистских кругах обоюдоострый клинок.
Хотя подобное оружие возникает в эпоху империи (Хань 206 до н. э. - 220 н. э.), оно становится очень популярным в среде военачальников эпохи Пяти династий и Десяти царств (907-960).
Но своё наиболее широкое развитие оно получает в годы Танской империи, когда благодаря технологическому рывку становятся доступными латные доспехи, об этом мы рассказывали в отдельном цикле статей. Против таких доспехов клинковое оружие было уже не эффективным, что и привело к замене на ударно-дробящее.
С точки зрения практичности, казалось бы, смертоносность булав не так хороша, как у острого и клинкового оружия, такого как мечи и копья, но, учитывая тяжелые брони, появившиеся уже после Троецарствия (220-280), необходимость появления разнообразного ударно дробящего оружия было вполне оправдано.
А знаменитые «сияющие доспехи» - мингуанкай (明光铠 míngguāngkǎi) времен династии Тан изготавливались уже из высококачественной стали, которые неплохо противостояли клинковому оружию...
Почему Цинь Цюн стал божеством-охранителем дверей? Есть занятная легенда. Согласно ей, ещё во времена становления империи Тан, император Тайцзун не мог спать ни днем, ни ночью, ибо ему постоянно снились кошмары, что неудивительно, если вспомнить - как Ли Шиминь пробивался к власти. Он серьезно опасался покушений. Цин Цюн предложил императору:
Я хотел бы стоять у ворот с Ху Цзиндэ, охраняя ваш сон.
Конечно же, в ту ночь ничего не произошло, но императору не нравилось, что его два верных сподвижника так усердно работают каждую ночь без отдыха, они нужны были и для важных государственных задач. Поэтому он приказал художнику нарисовать настоящие портреты генералов и приклеить их на двери. Постепенно такой обычай распространился сперва среди придворных, а затем и в широких массах населения Китая.
Булава цзянь - довольно тяжелая штука, и бойцу требовалась немалая силу рук, либо природная, либо наработанная. Булава обычно использовалась как надежное средство для разрушения железных доспехов. При этом такое оружие можно использовать как в пешем, так и в конном бою. Кстати, считалось, всадник может даже использовать инерцию скачущей лошади, чтобы во встречном бою успешно атаковать врага, которого невозможно остановить.
Ошибочно считать, что это было традиционным атрибутом природных здоровяков - в китайской культурной традиции такая булава часто является символом беспристрастности и справедливости. А ещё это символ власти, понятно кого: чиновника, человека часто утонченного и образованного. Кстати, в литературе про времена Тан и Сун встречаются эпизоды, когда император вознаграждает сановников золотой булавой (黄金锏 huángjīn jiān).
И есть вполне разумная гипотеза: цзянь - это личное оружие элитной тяжелобронированной конницы как дополнение к копью. В отличие от Запада, в Китае развивались ламеллярные доспехи, которые по разным причинам так и не превратились в полностью латные, и булава была хорошим оружием против них.
С исчезновением тяжелых доспехов, булава цзянь уступает первенство однолезвийному мечу дао. Однако, войдя в состав канона из 18 видов, эта булава продолжала использоваться и в последующие династии, вплоть до наших дней, став особенно популярным в парной версии.
Считается, что это одно из немногих видов китайского традиционного оружия, сохранившееся без изменений как во внешнем виде, так и в технике его использования.
Вот такая долгая и необычная интересная история оружия, ставшего частью народных верований и традиций, о которых уже сами китайцы уже стали забывать, хотя многие и видят каждый день у себя на двери.
Дм. Моисеев, СПб - 2023