Их сегодня можно увидеть в любом крупном городе на оживленных туристических маршрутах. "Одетые" в бронзу, гипс или мрамор, они стоят на одном месте, иногда в причудливых позах. Рядом обязательный ящик для пожертвований, который может быть оформлен как деталь композиции. Это живые статуи — уличные артисты, загримированные под скульптуры.
Щедрым туристам они оказывают персональные знаки внимания — то подмигнут, то улыбнутся уголками рта, а то и сделают легкий поклон или книксен. Но в основном их задача — стоять неподвижно, всем своим видом привлекая к себе людей и побуждая их делать пожертвования. Работа живых статуй сродни искусству уличного музыканта. Только в отличие от него, скульптуре не надо обучаться музыке или иметь слух. Достаточно лишь тренированного тела, чтобы простоять неподвижно, а деньги в это время будут течь ручейком. Однако не все так просто.
Образ
Это самая главная часть работы живой статуей. В условиях конкуренции и борьбы за зрителя нужно придумать такой творческий образ, чтобы он словно свет мотыльков, притягивал к себе зрителей. На что только не идут актеры, изображающие скульптур. Это и исторические личности всех эпох — начиная от первобытного человека и заканчивая современными политиками. Это просто фигуры людей, но выполненные с особой фантазией. Это, в конце концов, использование технических средств, чтобы вызвать интерес. Вот, например, взгляните на эту фотографию.
Кажется невероятным то, как удается сохранять равновесие этому актеру. На самом деле посох — это только видимая деталь сложной металлической конструкции, которая состоит из прочного каркаса, скрытого одеждой. Ее венец — сиденье со спинкой, позволяющее "статуе" часами находится в этой причудливой позе. Неважно, кого изображает этот актер, но согласитесь, фантазия у него на высоте.
Грим
Можно смешать детский шампунь с цветной гуашью и создать на их основе грим любого оттенка. А можно использовать профессиональную краску. Но в любом случае, она забивает поры кожи, что препятствует нормальному теплообмену и потоотделению. И пусть основную часть образа составляет одежда, а грим наносится только на открытые участки тела, стоит помнить, что кожа обладает всасывающей способностью и любой, хоть даже самый безвредный грим (если он существует), способен нанести вред организму.
Вот одна небольшая история в тему грима и его влияния на человека. В конце XV века во дворце миланского герцога Людовика Моро состоялись грандиозные театрализованные проводы железного века и встреча века золотого. Новую эпоху должен был изображать сын пекаря, выкрашенный золотой краской. Но праздник был прерван из-за внезапно заболевшей жены герцога. Гости разъехались, замок опустел, а про 10-летнего мальчика, покрытого гримом, все забыли. Он провел ночь в замке, а на следующий день тяжело заболел и спустя некоторое время скончался. Причина — отравление организма краской и раздражение кожи, что вызвало существенное понижение температуры тела.
Неподвижность
Главная "фишка" любой живой скульптуры — это ее статичность. Надо уметь проводить время в определенной позе, причем далеко не всегда она естественна. Вытянутая вперед рука, согнутые колени, определенный поворот головы или наклон тела — все это может быть составной частью образа. Простоять так очень сложно. Поэтому рабочие сеансы у живых статуй длятся от 15 минут до одного часа. Но даже для пятнадцати минут "выступления" нужно тренировать свое тело часами.
К тому же необходимо полностью абстрагироваться от внешних раздражителей — зноя, потока туристов, излишнего любопытства — и полностью контролировать свой организм. Зачесался нос, захотелось в туалет, затекла спина — приходится терпеть в ожидании перерыва, иначе живая статуя не будет отличаться ничем от загримированного артиста-мима. Профессиональных актеров-статуй не существует, но те люди, которые занимаются уличным искусством уже много лет, говорят, что умение стоять неподвижно приходит с опытом.
Конечно, если поток туристов большой, то живым статуям скучать и стоять в одной позе не приходится — на каждое пожертвование денег они отвечают каким-нибудь движением. Либо легким поклоном, либо просто улыбкой. Некоторые за дополнительные деньги изменят позу и "благословят" человека, как это делает богиня Ника на фотографии ниже.
Заработок
Глядя на обилие оживших скульптур, кажется, что это занятие должно приносить хороший доход. Однако же нет. Конкуренция в этой сфере обесценила труд уличных артистов. Их "золотой век" пришелся на начало 2000-х, когда эта сфера никак не регулировалась, и каждый актер старался кто во что горазд.
Но постепенно власти взялись за "живых статуй" и упорядочили их работу. Так, на барселонском бульваре Рамбла (самое известное место обитания оживших скульптур) им выделили определенный участок и обязали каждый образ согласовывать с городской комиссией. Кроме этого определили часы работы. За нарушение правил могут конфисковать костюм — а затраты на него иногда превышают 1000 евро.
Заработок артистов в той же самой Барселоне невелик — несколько сот евро в удачный день. Но это не доход конкретного артиста — деньги идут в общий "котел" и потом распределяются между всеми участниками "профсоюза".
У нас в России в этом плане пока еще "дикий капитализм", хотя власти крупных мегаполисов и курортных городов пытаются организовать деятельность уличных актеров. Их заработки сильно разнятся — от двух-трех сотен рублей до трех тысяч в день. Все зависит от места, погоды и от собственного умения и обаяния.
Впрочем, наши люди придумали как повысить свой доход, и способ этот балансирует на грани закона. Например, в Санкт-Петербурге некоторым загримированным артистам лень стоять на одном месте и они освоили искусство назойливой фотографии. Это когда какой-нибудь "золотой рыцарь" предлагает ничего не подозревающему туристу (как правило, из-за рубежа) сфотографироваться, а потом начинает вымогать несусветные деньги за фото.
Но такое бывает не везде и не всегда. В основном уличные артисты стараются завлечь необычными образами и причудливыми позами, хотя сделать это с каждым годом становится все сложнее — искушенная туристическая публика привыкла к живым статуям и расстается с деньгами неохотно.
В борьбе за внимание ожившие скульптуры вчистую проигрывают настоящим монументам, особенно тем, неоднозначность образа которых привлекает к ним всеобщий интерес 👇:
(При написании статьи использовались материалы с сайтов: gorod24.online; realty.rbc.ru; spbdnevnik.ru; espanarusa.com)