Начало ЗДЕСЬ
Моей маме давали инвалидность в 40 лет. Отказалась, потому что нужно было работать, и дотянула до 60 лет. Вышла на пенсию, перенесла раковую операцию, три микроинсульта и ещё кучу болячек. Плюс 90-е и мой развод. Хлебнула мама достаточно, ушла в 80. И особо не ныла, чтобы всех вокруг на уши поднимать.
А здесь Ильинична. Практически здоровая с одним давлением. На фоне мамы - девочка-припевочка. Но упёртая, бестолковая, болячки сама себе выдумывала, нас дёргала. Легла - и всё, прыгайте.
Но и её можно понять. Болеть не привыкла, в медицине ничего не понимала, испугалась. И мы вокруг - чужие люди. Чего-то требовали, нотации читали, вставать заставляли, хотя ей и так плохо. Рядом не сидели, чтобы сочувствовать и сказками веселить.
Кстати, собирались мы тогда покупать новый телевизор, а старый (нормальный и рабочий) рассчитывали отдать Ильиничне. У неё никакого не было. Пусть развлекается. Старушка отказалась - нельзя. В иеговистскую церковь ходила, им не разрешали. Убедить не удалось. Так и стоит у нас телевизор старый, которому больше 15-и лет.
В общем, Ильинична не слишком нам доверяла
Обычная история - квартиру получили, дальше хоть трава не расти.
Но когда вдруг оказалось, что подняли её на ноги, на улицу вывели, удивилась. Стала прислушиваться, что говорим. Старательно гуляла, хвасталась. Даже с диетой почти смирилась. Вкусненькое-жирненькое из рациона исчезло. Похудела.
Видела, что мы безо всяких врачей с её давлением справляемся. Но сама никогда не понимала, что пить, когда повышается. Всё написали на бумажке, но каждый раз звонила и спрашивала. Ничего, поднимались к ней, поили-пичкали, сидели, пока не упадёт. И заново долбили, что таблетки нужно принимать каждый день обязательно. А зачем, если давление нормальное? Затем!
Пару раз вылечили, когда заболела с температурой. Тоже к врачу не обращались.
Когда показалось Ильиничне, что почки беспокоят (выдумала себе камни, хотя там и песка не было) - здесь я большой специалист. Почки? Пожалуйста, вот это и то пейте. Хуже не будет. Препараты на травах для прочистки.
Но гром всё-таки грянул
Опять давление начало зашкаливать без конца. Вроде уже выровняли. Пошли к врачу, там посоветовали положить в больницу, проследить, прокапать.
Положили, неделю отдыхали. Муж ездил, навещал, конечно. Ильинична по привычке чуть что звонила ему - давление поднимается! Каждый раз объясняли - она в больнице, вокруг врачи. С давлением обращаться к ним. Поняла, наконец.
Выписали почти что новенькую старушку. А где-то через полгода опять началось всё заново. Бесконечное давление, "плохо-плохо-плохо", "вы не понимаете, что такое старость". Легла Ильинична, на тот свет собралась.
Ещё раз отправили в больницу. Ильинична уже лежала тихо, лечилась. Обрадовалась, когда выписали.
Заслуга мужа, не моя
Со всеми врачами и больницами разбирался муж. Я сзади была, на "подтанцовке". Подключалась в тяжёлых случаях, когда муж не справлялся. И каждый раз напоминала, что сразу категорически возражала. Своих забот хватало по уши. Дочь вышла замуж, внук родился, собака - хватало забот.
Помимо болячек, ещё готовили для Ильиничны, продукты покупали, муж убирал, чинил, что сломалось.
Несколько раз залили соседи, не по своей вине, но муж бегал, мыл, сообща решали, что делать. Договаривался с жильцами верхних этажей, в конце-концов, поменяли трубы.
Ильинична потихоньку привыкла, что её не бросают, все проблемы решают. Перестала дёргать по пустякам. Ещё с несколькими болячками справились самостоятельно. Если раньше непременно требовала врача, теперь притихла. Гуляла на улице, сама ходила в магазин.
И наступил 20-й год
Со всеми последующими событиями. Засадили перепуганный народ по домам.
И здесь вдруг Ильинична опять слегла. Лишилась привычной жизни, которая держала в тонусе, захирела безвылазно в четырёх стенах. Тогда и во двор выходить не разрешали. Поехало всё заново - давление, "плохо-плохо-плохо".
Вот нам только этого не хватало. Внуки дома дурели, все вокруг всего боялись, не понимая, что дальше будет. Скорые с рёвом носились по городу, а здесь опять Ильинична с проблемами. Опасались и скорую вызвать, потому что приезжали врачи в экипировке с ног до головы.
Но Ильинична твёрдо решила покинуть этот мир. Мы с мужем с трудом представляли, каким образом оформлять всё это дело, если что.
"Нагавкали" на Ильиничну, так и объяснили - подождите! Сейчас не время. Даже предать земле нормально не сможем. Смешно сказать, но довод подействовал.
С ложечки уже кормили, в туалет под белы руки водили. Однажды спохватились - а чего не звонит Ильинична? По времени пора. Оказалось, что сама встала, до туалета дошла. И потихоньку, полегоньку опять на ноги старушку поставили.
Наступило лето
Первая волна известно чего схлынула, народ вышел на улицы. Ильинична категорически отказывалась. Всё, прогулки не для неё. Слабость, не дойдёт и вообще отстаньте, там опасно. Муж силком выволок.
Во дворе Ильинична оживилась. Встретила подружек, было, что рассказать. И дальше вовсе разошлась, мы только диву давались.
Раньше продукты ей покупали, сама только вокруг дома гуляла, где-нигде до рынка добредала. Здесь повадилась ходить в магазины. Видимо, на радостях, что ещё на этом свете, не на том. И готовила сама, только раз в неделю муж варил суп или борщ, что заказывала.
Ещё умудрялась с мизерной пенсии (2200 леев - 8800 руб.) откладывать деньги. Когда полетел, наконец, древний холодильник, на новый часть дала из своих. Вернее, не новый - б/у из Германии. Муж с соседом съездили, купили.
Нас Ильинична практически не беспокоила. Исключительно, когда зашкаливало давление, простыла или какая-нибудь неприятность случилась. Все последующие волны известной болячки дома не пряталась, в маске ходила и в магазин, и в аптеку. Сама смеялась - да ну, пронесёт.
Уже наоборот - притормаживали, чтобы в гололёд сидела дома или в погодные катаклизмы. Например, в -14 с ветром понесло её за хлебом. Естественно, простыла, опять лечили.
И вдруг опять слегла окончательно
Прошлой зимой. На этот раз - всё, больше никаких вариантов. Пришло время. Потребовала памперсы и бумагу для завещания.
Мы тоже подумали, что 83 года уже не шутка.
Но к Ильиничне привыкли, куда её отпускать? Заслуга опять мужа, не моя. Заново кормил с ложечки, уговаривал, прыгал вокруг. Ильинична возлежала в памперсах.
И не понравились ей эти памперсы. Соскреблась, поползла в туалет. Потихоньку до кухни добралась через пару дней. Купили ей, наконец, микроволновку, раньше не хотела, а здесь на плите греть было трудно.
Что интересно: за много лет Ильинична привыкла нам верить. Врачей больше не требовала. Сказали, что нужно встать - вставала, сильно не возражала. И сама старалась, просто ходила по комнате, несмотря на слабость и головокружение. Руками махала, зарядку делала.
Закончилось в очередной раз тем, что вышла на улицу. В огромном изумлении заново смотрела на белый свет, с которым собиралась распрощаться окончательно.
Мы ещё пригрозили - не смейте! Привыкли к ней, нечего здесь фокусы выкидывать.
Да и сама Ильинична вдруг пустилась "во все тяжкие".
Но здесь опять много получилось, окончание отдельно напишу. Заодно насчёт коммуналки, трат и прочего, на что живёт наша старушка.
Окончание ЗДЕСЬ.