1942-1943 годы
Восточный фронт
В феврале 1942 года в оккупированный немцами Курск прибыл немецкий военный разведывательный орган Абвергруппа-105. Дислоцировался он в доме № 21 по улице Марата. С началом немецкого летнего наступления в 1942 году группа переехала в Воронежскую область.
Абвергруппа через свои подразделения (мельдекопфы) вела зафронтовую разведку при помощи агентуры, прошедшей специальные курсы, которые располагались в доме № 64 по улице Подвойского, а в домах № 4 и 61 были конспиративные квартиры, где жили агенты перед заброской в советский тыл. Агентура приобреталась из местных жителей и военнопленных.
Одно из таких подразделений — «Штаб Бруно» — находилось в домах № 41 и 43 по улице Димитрова, а позднее также передислоцировалось в Воронежскую область.
Руководил мельдекопфомкапитан немецкой армии Шульц Бруно. Там же подвизалась его заместитель — Васильев С. Г., русский, бывший офицер белой армии, в 1920 году эмигрировавший в Румынию; вербовщик Великопольский Б. Л.; зондерфюрер группы Юркшат И. О. и другие.
В распоряжении Шульца имелась радиостанция, 3 автомашины, большой набор чистых бланков со штампами и печатями различных советских учреждений и организаций Курска, а также 300 тысяч советских рублей
«Штаб Бруно» главным образом вёл разведку ближайшего тыла Красной Армии, а также объектов оборонной промышленности. Его агентура перебрасывалась в наши прифронтовые области для сбора сведений о местах дислокации действующих частей и новых формирований советских войск, о наличии оборонительных укреплений, расположении баз, аэродромов и т. п. Агенты нередко засылались и в более отдалённый тыл, например в Куйбышевскую, Челябинскую, Свердловскую и другие области.
Для разведки промышленных центров штаб практиковал заброску целых резидентур. Отдельные агенты из их состава получали задание осесть на жительство в городах, проникнуть на интересующие немцев объекты и вести там разведку, вербуя и привлекая для этих целей антисоветски настроенных и морально неустойчивых лиц. Другая часть агентов выполняла роль связных по доставке собранных разведданных от резидентов в «Штаб Бруно».
В 1942 году УНКВД по Курской области была обезврежена одна из таких резидентур в составе пяти человек во главе с Давыдовым Г. В., которая направлялась в Куйбышев и Челябинск. Резидентура имела задание обеспечить сбор разведданных о военных заводах № 9 и 14 в Куйбышеве и тракторном заводе в Челябинске, выпускавшем танки. Давыдов и ещёодин его соучастник должны были устроиться работать на эти объекты или приобрести там агентов, трое остальных обязывались доставлять добытую информацию в разведорган.
Резидент этого мельдекопфа Зибаров С. С. руководил группой агентов в тылу наших войск на железнодорожной станции Мармыки. Работая составителем поездов, он сам и через агентов собирал сведения о проходивших воинских эшелонах, о частях Красной Армии. Для связи с агентами удачно использовал будку стрелочника. За усердие Зибаров получил благодарность от заместителя начальника штаба Васильева С. Г.
В апреле 1942 года Зибаров и все его агенты были арестованы и военным трибуналом приговорены к смертной казни.
Для подыскания кадров разведчиков Шульц имел специальную сеть наводчиков и вербовщиков, а также несколько конспиративных квартир, где производились вербовки и инструктаж агентуры. В 1943 году органами госбезопасности Воронежского фронта была выявлена и арестована агент-вербовщик, она же хозяйка явочной квартиры «Штаба Бруно» Дубровская А. В., бывшая учительница средней школы № 33 Курска. Еёмуж в довоенные годы был репрессирован за антисоветскую деятельность. Помимо явочной квартиры Дубровская содержала ресторан, открытый на еёимя и снабжавшийся немецким разведорганом. Этот ресторан в качестве прикрытия использовался для встреч с агентурой. При непосредственном участии Дубровской было подобрано и завербовано 15 агентов.
УНКВД то Курской области и Особый Отдел НКВД Воронежского фронта разоблачили агентов-вербовщиков немецкого разведоргана Башилова И. Б., Ванина Г. С., Бабаскину В. А., Круглову П. В. и других.
После освобождения Курска в феврале 1943 года чекистами области был арестован наборщик типографии Татаренков В. Л., работавший в период немецкой оккупации заведующим типографией отдела пропаганды городскойуправы, который изготовлял по заданию мельдекопфа бланки свидетельств об освобождении от военной службы, печати отделений милиции Курска, других советских организаций. Этими фальшивыми документами немецкий разведштаб снабжал свою агентуру.
Направляемые в советский тыл агенты обучались методам шпионажа и освоению своих легенд. В отдельных случаях в зависимости от характера задания часть его отрабатывали на практике. В частности, агент Розенберг, которому поручалась разведка нескольких советских аэродромов, перед заброской в тыл по указанию штаба ходил в район Курского аэродрома и незаметно составил его план, получивший высокую оценку.
За период нахождения в Курске и области «Штаб Бруно» завербовал 115 агентов. 72 из них были разоблачены сотрудниками УНКВД то Курской области в контакте с действовавшими на нашей территории военными контрразведчиками.
(Источник: Кравченко М.)