То, что сказала директор ФИПИ, может и не открытие для работающих учителей, но для меня новость.
Оксана Решетникова заявила, что «школьный учитель не занимается подготовкой выпускников к итоговой аттестации».
Учитель должен учить по принятой в образовательной организации программе, которая соответствует Федеральному образовательному стандарту,- сказала директор ФИПИ
С этим, я думаю, никто спорить не будет, но в «должен учить» входит просто «дать урок» или всё-таки «дать знания»? С учителя ведь последнее требуют. А как дать знания тому, кто не хочет их брать?
И когда выпускник не сдаёт ЕГЭ, виноват всё равно школьный учитель, потому что он не вложил знания в ученика, что подтверждается следующим заявлением на этой же пресс-конференции.
ЕГЭ проверяет освоение программы на соответствие стандарту. Нет таких ситуаций, когда ученику, чтобы пройти порог на ЕГЭ, должны потребоваться дополнительные занятия или пособия. Тех учебников, которые лежат у него на парте, должно быть достаточно.
Понятно, что учебников достаточно, но есть ученики, которые в эти учебники за год заглядывают пару раз и даже в школу их не носят. Опять же, кто обязан это контролировать? А если ученик ходит на занятия через день, а то и реже, обязан учитель с ним заниматься дополнительно? Во многих школах администрация отвечает на этот вопрос положительно и даже требует заводить особую тетрадку на такого ученика.
Стандарт предусматривает обучение в средней школе на базовом или углублённом уровне. Нужно понимать, что если ребенок в школе изучает химию на базовом уровне, но планирует сдавать ЕГЭ, который рассчитан всё-таки на выявление наиболее подготовленных выпускников, усилий потребуется больше. Здесь, конечно, может помочь самостоятельная подготовка.
А базовый уровень - это сколько баллов или какая оценка? Тройка? Да, именно так. Значит, если весь класс сдал на «тройки» сочинение, то учителю можно медаль давать?
Но следующий абзац опровергает это:
Задача школы — помочь ребенку освоить предмет на базовом уровне, а также не препятствовать, а поддерживать желание изучать какую-то сферу дальше.
Что значит поддерживать желание? Заниматься дополнительно? Платно или бесплатно? И что будет учителю, если он это желание не поддержит или, наоборот, поддержит?
И последний абзац, который опять же меня удивил:
Готовиться к ЕГЭ, как к смыслу жизни, не надо. Смысл обучения и самого экзамена — освоить стандартную школьную программу.
Хочется спросить: «А стандартная школьная программа даст проходной балл в вуз?» А если нет, то смысл стандартной школьной программы в чем? И школьный учитель какое место в ней занимает?