Иосиф (Михаил) Феликсович Кшесинский (настоящая фамилия – Кржесинский), известен менее своей знаменитой сестры, но его творчество заслуживает не меньшего внимания. Его отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки. Иосиф Кшесинский после революции остался в России, получил звание Заслуженного артиста Республики, преподавал и ставил спектакли. И именно он рекомендовал Ваганову на пост руководителя школы. Которая, кстати, его же потом и уволила.
Родился Иосиф 17 февраля 1868 года в Санкт-Петербурге. В 1876 г. стал приходящим учеником Санкт-Петербургского театрального училища, его педагогами были Мариус Иванович Петипа и Павел Андреевич Гердт. В 1886 г., по окончании учебы, начал служить в Мариинском театре. В том же году дебютировал в роли Феба в «Эсмеральде». Унаследовав от отца пластичность, живописность жеста, горделивость повадки, Кшесинский имел успех в народно-характерных танцах – испанских, венгерских, польских, особенно в мазурке. Обладал ярким мимико-драматическим талантом, исполнял в спектаклях заведомо контрастные роли – благородного Феба и коварного Клода Фролло, романтического Конрада и злодея Бирбанто в балете «Корсар», пылкого Эспаду и комического старика Гамаша в балете «Дон Кихот».
В 1905 году на волне революционных событий он выступил как один из лидеров группы, предъявившей дирекции императорских театров требования по организации труда и жизни актеров. Вот, как Иосиф Кшесинский рассказывал об этом:
«Основанием служило все возраставшее в труппе недовольство экономическим положением большинства артистов, обреченных по воле "начальства" на совершенно ничтожные оклады содержания, тогда как чиновничий штат театрального управления на глазах артистов все расширялся и грозил захватить буквально все мельчайшие отрасли театрального дела, для заведывания которыми создавались все новые и новые должности. Я лично занимал в труппе в то время уже хорошее положение и в художественном, и в материальном отношении, однако возмущался не менее моих младших товарищей несправедливостью со стороны дирекции и постоянно являлся заступником их интересов перед начальством.
В начале октября 1905 г. в труппе с этой целью образовалась инициативная ячейка; в нее вошли, кроме меня, балерина А. П. Павлова и Т. П. Карсавина, тогда еще начинавшая свою карьеру танцовщица, балетмейстер М. М. Фокин, В. В. Киселев – ныне артист оперы – и А. А. Титов. Выработанные нами для предъявления начальству требования сводились к улучшению экономического положения артистов и предоставлению им элементарных свобод, в частности права устройства общих собраний для обсуждения наших нужд и других профессиональных вопросов. В труппе нашлось несколько человек, принявших на себя, из желания выслужиться "почетные" функции его соглядатаев, доносивших ему о всех поступках, разговорах и настроениях артистов»
За организацию этих требований он был досрочно отправлен на пенсию. А снова принят в театр, по настоянию сестры Матильды, в 1914 г., где и служил до 1928 г. В 1930-х годах написал воспоминания, эта рукопись хранится в Театральном музее имени А.А.Бахрушина.
В 2018 году, моя подруга Марина Радина, закончила создание книги «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания». Она создавалась 3 года.
В основу книги легли ранние дневники (1886-1894) балерины Императорского театра Матильды Феликсовны Кшесинской и воспоминания ее брата – танцовщика и педагога Иосифа Феликсовича Кшесинского. Эти рукописи, хранящиеся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина (и частично в РГАЛИ), никогда ранее не публиковались в полном объеме.
Материалы дополняет переписка М.Ф. Кшесинской с Ю.А. Бахрушиным (публикуется впервые) и Домом-музеем П. И. Чайковского, относящаяся к поздним годам жизни балерины – 1957-1968 гг., а также статьи И. Ф. Кшесинского, которые были опубликованы в советской печати в 1919-1928 гг. Издание снабжено вступительными статьями, комментариями и указателями. Книга иллюстрирована фотографиями из архивов Театрального музея им. А. А. Бахрушина и Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.
Презентация прошла в Бахрушинском музее, где мы с Мариной Радиной рассказали об этой книге. Предлагаю вашему вниманию запись с этой презентации: