Этот эпоним является фразеологизмом, которые означает увлечение, слабость какого-либо известного человека, непрофессиональное занятие, второе призвание.
Название это дано в честь французского художника Жана Энгра, который вошёл в историю, прежде всего, именно как художник, а уже во вторую очередь - как скрипач, поскольку очень любил этот инструмент с детства и не расставался с ним, будучи взрослым. Причём он не просто играл для друзей, но и одно время даже выступал в качестве второй скрипки в оркестре Тулузского оперного театра.
Подобных случаев история знает великое множество, однако почему-то именно Энгру посчастливилось попасть в историю в данном контексте и заслужить собственный эпоним.
Это произошло во многом благодаря французского фотографу Ману Рею, который в 1924 году создал свой шедевр под названием СКРИПКА ЭНГРА. Эта фотография стала одной из самых известных работ как в его творчестве, так и в сюрреализме в целом. Разумеется, в неразрывной связи с Жаном Энгром.
Стоит заметить, правда, что задолго до этого, ещё в 1900 году писатель Эмиль Золя в интервью британскому журналу The King рассказывал о своём глубоком увлечении фотографией, и уже тогда привёл в пример вторую страсть Энгра. Он сказал буквально следующее: «У каждого должна быть своя СКРИПКА ЭНГРА, и признаюсь, что питаю чрезвычайную страсть к своей».
Нечто подобное высказывали и другие знаменитости - Ромен Роллан, Жан Кокто, Андре Моруа, Марсель Пруст и пр.
И вот тут главное - не запутаться. Потому что эпоним - это не про изображённую на фото женщину. И даже не про какую-то конкретную скрипку, будь это даже Гварнери или Страдивари. Эпоним - про ту самую сопутствующую страсть, параллельный интерес, хобби, которое нередко больше, чем просто занятие на досуге.
Жан Огюст Доминик Энгр (29 августа 1780 - 14 января 1867) - французский художник, живописец, график, музыкант.
Родился в Монтобане на юго-западе Франции. Отец его тоже был хорошим художником, скульптором, архитектором и известным скрипачом. Жан с детства любил копировать работы отца, а ещё перенял от него любовь к музыке.
Он получил образование в Тулузской академию живописи, скульптуры и архитектуры. Потом ездил в рим, учился у местных художников.
После этого Энгр переехал в Париж и поступил в Высшую школу изящных искусств. А помимо этого посещал Академию Сюиса.
При этом художник участвовал в профессиональных конкурсах и старался победить в них. Но не только ради тщеславия, а ещё и потому, что победителям полагалась денежная премия. Как раз благодаря этому он и сумел оплатить четыре года обучения во Французской академии в Риме.
Стоит напомнить, что в те времена Франция под руководством Наполеона вела войны в Европе и ей было не до финансирования чьих-то стажировок. Поэтому Приходилось искать средства самому.
Пришлось даже ради денег писать портрет самого Бонапарта.
Но, судя по всему, богатства Энгру это не принесло.
Поездка в Рим стала для него источником нового вдохновения. Они писал портреты, пейзажи, изображал дома, статуи, активно использовал мифологическую тематику. Самым примечательным в искусстве Энгра римского периода становится обращение его к обнажённой натуре, трактуемой, впрочем, предельно целомудренно.
Однако итальянские критики далеко не всегда хвалили Энгра. И некоторые его картины вызывали яростное возмущение у представителей классической школы живописи. Из-за их профессиональной агрессии он был вынужден покинуть Академию и стал вольным художником, оставаясь, тем не менее, в Риме.
По сути, он занялся фрилансом, открыл собственную практику и выполнял работы под заказ. Это гарантировало ему хороший доход со стороны богатых итальянцев, которым хотелось иметь у себя свой портрет. Энгр быстро стал модным художником, особенно в среде французской аристократии, перебравшейся в Рим.
В 1813 году он женился, и вроде бы всё складывалось очень удачно - хорошо оплачиваемая работа, слава и почёт, красивая и любимая жена. Но в 1814 году умирает только что родившийся сын Энгра, а потом и его отец. Больше детей у него не было.
После падения наполеоновской империи в 1815 году французские подданные стали в массовом порядке покидать Рим. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало серьёзное падение уровня доходов. На родине его не жаловали, и только в 1817 году правительство Людовика XVIII стало покупать декоративные картины Энгра по плану реконструкции Версаля.
И хотя в Риме ему оставалось только писать портреты туристов, преимущественно - британских, что сильно его раздражало, как француза, домой он не стремился, потому что там было ещё хуже.
В 1820 году он переехал из Рима во Флоренцию, где продолжил писать портреты. Как раз в этот момент поступил ещё один заказ от французского правительства - написать алтарный образ для собора малой родины художника, Монтобана, на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Его создание потребовало четырёх лет напряжённой работы и привело к полному возвращению к канонам неоклассицизма и отказу от романтических экспериментов. Зато эта работа помогла ему по-новому взглянуть на мир и современные реалии.
Теперь в Франции его полотна были благосклонно приняты и публикой, и критиками. Энгра ждал восторженный приём, его называли «Рафаэлем наших дней» и «лучшим противоядием от романтической угрозы». Король Карл X наградил художника орденом Почётного легиона, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны.
...Не буду описывать всю жизнь Энгра, тем более, что прожил он 86 лет и на всём протяжении были взлёты и падения, признание и отвержение, обожание толпы и общественный бойкот. Скажу только, что художник хотя и был порой вынужден делать то, чего от него требовали и что заказывали, но постоянно искал новые смыслы. Он не боялся представить на публику то, что её могло шокировать - и шокировало. Ибо именно это считал творчеством, а не конъюнктурой.
Хотя, конечно, и от конъюнктуры не отказывался. Ведь за неё платили.
Возвращаясь к той самой фотографии на тему СКРИПКИ ЭНГРА, с которой я упомянул вначале, стоит сказать, что Мэн Рэй взял за основу полотно Энгра "Купальщица Вальпинсона". А попозировать пригласил одну из самых известных моделей и муз художников Парижской школы - некую Кики с Монпарнаса, с которой сам встречался несколько лет.
14 мая 2022 года аукционный дом Christie's продал этот снимок за $12,4 млн. Он стал самым дорогим произведением мастера и самой дорогой фотографией в истории.
...А у вас есть СКРИПКА ЭНГРА?
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!