Найти тему
Эпонимы и Мы

СКРИПКА ЭНГРА

Этот эпоним является фразеологизмом, которые означает увлечение, слабость какого-либо известного человека, непрофессиональное занятие, второе призвание.

Название это дано в честь французского художника Жана Энгра, который вошёл в историю, прежде всего, именно как художник, а уже во вторую очередь - как скрипач, поскольку очень любил этот инструмент с детства и не расставался с ним, будучи взрослым. Причём он не просто играл для друзей, но и одно время даже выступал в качестве второй скрипки в оркестре Тулузского оперного театра.

Подобных случаев история знает великое множество, однако почему-то именно Энгру посчастливилось попасть в историю в данном контексте и заслужить собственный эпоним.

Это произошло во многом благодаря французского фотографу Ману Рею, который в 1924 году создал свой шедевр под названием СКРИПКА ЭНГРА. Эта фотография стала одной из самых известных работ как в его творчестве, так и в сюрреализме в целом. Разумеется, в неразрывной связи с Жаном Энгром.

Фото с сайта https://artifex.ru/фотография/ман-рэй/
Фото с сайта https://artifex.ru/фотография/ман-рэй/

Стоит заметить, правда, что задолго до этого, ещё в 1900 году писатель Эмиль Золя в интервью британскому журналу The King рассказывал о своём глубоком увлечении фотографией, и уже тогда привёл в пример вторую страсть Энгра. Он сказал буквально следующее: «У каждого должна быть своя СКРИПКА ЭНГРА, и признаюсь, что питаю чрезвычайную страсть к своей».

Нечто подобное высказывали и другие знаменитости - Ромен Роллан, Жан Кокто, Андре Моруа, Марсель Пруст и пр.

И вот тут главное - не запутаться. Потому что эпоним - это не про изображённую на фото женщину. И даже не про какую-то конкретную скрипку, будь это даже Гварнери или Страдивари. Эпоним - про ту самую сопутствующую страсть, параллельный интерес, хобби, которое нередко больше, чем просто занятие на досуге.

Жан Огюст Доминик Энгр (29 августа 1780 - 14 января 1867). Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Энгр,_Жан_Огюст_Доминик#/media/Файл:Jean-Auguste-Dominique_Ingres.jpg
Жан Огюст Доминик Энгр (29 августа 1780 - 14 января 1867). Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Энгр,_Жан_Огюст_Доминик#/media/Файл:Jean-Auguste-Dominique_Ingres.jpg

Жан Огюст Доминик Энгр (29 августа 1780 - 14 января 1867) - французский художник, живописец, график, музыкант.

Родился в Монтобане на юго-западе Франции. Отец его тоже был хорошим художником, скульптором, архитектором и известным скрипачом. Жан с детства любил копировать работы отца, а ещё перенял от него любовь к музыке.

Он получил образование в Тулузской академию живописи, скульптуры и архитектуры. Потом ездил в рим, учился у местных художников.

После этого Энгр переехал в Париж и поступил в Высшую школу изящных искусств. А помимо этого посещал Академию Сюиса.

При этом художник участвовал в профессиональных конкурсах и старался победить в них. Но не только ради тщеславия, а ещё и потому, что победителям полагалась денежная премия. Как раз благодаря этому он и сумел оплатить четыре года обучения во Французской академии в Риме.

Стоит напомнить, что в те времена Франция под руководством Наполеона вела войны в Европе и ей было не до финансирования чьих-то стажировок. Поэтому Приходилось искать средства самому.

Пришлось даже ради денег писать портрет самого Бонапарта.

Фото с сайта https://sculptprivet.ru/frantsiya/lenty-lavry-na-golove-napoleona
Фото с сайта https://sculptprivet.ru/frantsiya/lenty-lavry-na-golove-napoleona

Но, судя по всему, богатства Энгру это не принесло.

Поездка в Рим стала для него источником нового вдохновения. Они писал портреты, пейзажи, изображал дома, статуи, активно использовал мифологическую тематику. Самым примечательным в искусстве Энгра римского периода становится обращение его к обнажённой натуре, трактуемой, впрочем, предельно целомудренно.

Однако итальянские критики далеко не всегда хвалили Энгра. И некоторые его картины вызывали яростное возмущение у представителей классической школы живописи. Из-за их профессиональной агрессии он был вынужден покинуть Академию и стал вольным художником, оставаясь, тем не менее, в Риме.

По сути, он занялся фрилансом, открыл собственную практику и выполнял работы под заказ. Это гарантировало ему хороший доход со стороны богатых итальянцев, которым хотелось иметь у себя свой портрет. Энгр быстро стал модным художником, особенно в среде французской аристократии, перебравшейся в Рим.

Портрет жены. Фото с сайта https://i.pinimg.com/736x/c2/7d/3c/c27d3caf05deffeb5e1356437e928ac0.jpg
Портрет жены. Фото с сайта https://i.pinimg.com/736x/c2/7d/3c/c27d3caf05deffeb5e1356437e928ac0.jpg

В 1813 году он женился, и вроде бы всё складывалось очень удачно - хорошо оплачиваемая работа, слава и почёт, красивая и любимая жена. Но в 1814 году умирает только что родившийся сын Энгра, а потом и его отец. Больше детей у него не было.

После падения наполеоновской империи в 1815 году французские подданные стали в массовом порядке покидать Рим. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало серьёзное падение уровня доходов. На родине его не жаловали, и только в 1817 году правительство Людовика XVIII стало покупать декоративные картины Энгра по плану реконструкции Версаля.

И хотя в Риме ему оставалось только писать портреты туристов, преимущественно - британских, что сильно его раздражало, как француза, домой он не стремился, потому что там было ещё хуже.

«Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства» Фото с сайта https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/khudozhnik-zhan-ogyust-dominik-engr-biografiya-tvorchestvo-kartiny
«Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства» Фото с сайта https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/khudozhnik-zhan-ogyust-dominik-engr-biografiya-tvorchestvo-kartiny

В 1820 году он переехал из Рима во Флоренцию, где продолжил писать портреты. Как раз в этот момент поступил ещё один заказ от французского правительства - написать алтарный образ для собора малой родины художника, Монтобана, на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Его создание потребовало четырёх лет напряжённой работы и привело к полному возвращению к канонам неоклассицизма и отказу от романтических экспериментов. Зато эта работа помогла ему по-новому взглянуть на мир и современные реалии.

Теперь в Франции его полотна были благосклонно приняты и публикой, и критиками. Энгра ждал восторженный приём, его называли «Рафаэлем наших дней» и «лучшим противоядием от романтической угрозы». Король Карл X наградил художника орденом Почётного легиона, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны.

"Большая одалиска". Фото с сайта https://static.tumblr.com/780655cdee083c7f70ac1188d0a003b1/gifuuiu/5TRnwsm4s/tumblr_static_tumblr_static__focused_v3.jpg
"Большая одалиска". Фото с сайта https://static.tumblr.com/780655cdee083c7f70ac1188d0a003b1/gifuuiu/5TRnwsm4s/tumblr_static_tumblr_static__focused_v3.jpg

...Не буду описывать всю жизнь Энгра, тем более, что прожил он 86 лет и на всём протяжении были взлёты и падения, признание и отвержение, обожание толпы и общественный бойкот. Скажу только, что художник хотя и был порой вынужден делать то, чего от него требовали и что заказывали, но постоянно искал новые смыслы. Он не боялся представить на публику то, что её могло шокировать - и шокировало. Ибо именно это считал творчеством, а не конъюнктурой.

Хотя, конечно, и от конъюнктуры не отказывался. Ведь за неё платили.

Автопортрет. Фото с сайта https://desharel.blogspot.com/2020/05/jean-auguste-dominique-ingres-french.html
Автопортрет. Фото с сайта https://desharel.blogspot.com/2020/05/jean-auguste-dominique-ingres-french.html

Возвращаясь к той самой фотографии на тему СКРИПКИ ЭНГРА, с которой я упомянул вначале, стоит сказать, что Мэн Рэй взял за основу полотно Энгра "Купальщица Вальпинсона". А попозировать пригласил одну из самых известных моделей и муз художников Парижской школы - некую Кики с Монпарнаса, с которой сам встречался несколько лет.

«Купальщица Вальпинсона». Фото с сайта https://cp16.nevsepic.com.ua/264/26348/1455886654-jean-auguste-dominique-ingres-small-bather-interior-1828.jpg
«Купальщица Вальпинсона». Фото с сайта https://cp16.nevsepic.com.ua/264/26348/1455886654-jean-auguste-dominique-ingres-small-bather-interior-1828.jpg

14 мая 2022 года аукционный дом Christie's продал этот снимок за $12,4 млн. Он стал самым дорогим произведением мастера и самой дорогой фотографией в истории.

...А у вас есть СКРИПКА ЭНГРА?

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!