Найти тему
Исторические мелочи

Вопросы к портрету А.П. Ермолова

Есть достаточно известный портрет Алексея Петровича Ермолова в молодости

Насколько понимаю, впервые он «всплыл», в смысле - стал повсеместно известен, и именно с такой атрибуцией, после публикации в издании Великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий», тома которого выходили в 1905-09 гг.

-2

Сейчас портрет хранится в ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля». На посвященной портрету странице в Госкаталоге музейного фонда приводится следующее его описание:

«Неизвестный художник. Алексей Петрович Ермолов. Период создания:1802-1805
В возрасте 25 лет. Портрет поясной, 3/4 влево, голова чуть наклонена к левому плечу. Волосы темные, короткие, начесаны на лоб и виски; бакенбарды. В офицерском артиллерийском мундире темно-зеленого цвета, с эполетом на левом плече. На шее - ордена Св. Георгия 4 степени и Св. Владимира 4 степени с бантом. Фон темный, изображение вписано в овал».

В целом описание вполне адекватно отображает представленное на полотне и вопросов в общем-то не вызывает. За исключением датировки, которая вопросы таки вызывает и которая в данном случае крайне важна, поскольку возбуждает сомнения – а верна ли атрибуция?

Основания данной портрету музейными экспертами датировки (1802-05 гг.), как мне кажется, ясны. Персонаж имеет облик, явным образом характерный для александровского царствования и резко отличающийся от внешнего вида офицеров предыдущего, павловского правления, то есть запечатлен после 1801 г. Награды же у портретируемого изображены, действительно бывшие у А.П. Ермолова, по состоянию до 1806 г., когда он получил орден Св. Анны 2-ой степени, отсутствующий на портрете.

Но вот ведь какое дело. Эполеты (каковой ясно виден у персонажа портрета на левом плече) вводились в русской армии в 1807-08 гг. Стоит отметить при этом, что эполет на портрете выглядит весьма странно. На первый взгляд он воспринимается как обер-офицерский, то есть без бахромы. Между тем Ермолов был произведен в первый штаб-офицерский (то есть более высокий, чем обер-офицерский) чин майора еще в начале правления Павла I – в 1797 г. Видимо, все же автор портрета столь странно изобразил штаб-офицерский эполет, и то, что выглядит, как валик эполета, в действительности представляет собой плохо прописанную бахрому.

-3

Идем дальше. Изображенные на воротнике персонажа золотые петлицы с полным правом присутствуют на портрете Ермолова. Офицеры возглавляемой им конно-артиллерийской роты (впоследствии – 11-ая конно-артиллерийская) действительно за подвиги в ходе военных действий против французов получили (включая командира, разумеется) золотые петлицы на воротники. Однако пожалование это состоялось в феврале 1808 г. К этому времени Ермолов, помимо изображенных на портрете двух орденов, имел уже орден Св. Анны 2-ой степени, золотую шпагу «За храбрость», орден Святого Владимира 3-ей степени, орден Святого Георгия 3-ей степени и прусский орден Pour le Mérite». А через месяц, в марте 1808 г. получил чин генерал-майора и, соответственно, должен был сменить штаб-офицерские эполеты на генеральские.

В какое же время мог быть написан этот портрет, если на нем действительно изображен А.П. Ермолов? Ведь изображенный набор наград соответствует одному периоду, а элементы униформы – другому (и оба этих периода, заметим, не соответствуют датировке, указанной в музейной аннотации). Теоретически несоответствие можно было бы объяснить тем, что и награды, и эполет, и петлицы на воротнике были добавлены позднее на исполненный в более раннее время портрет. Но петлицы могли быть добавлены на портрет только после пожалования таковых командуемой Ермоловым роте, то есть не ранее 1808 г. Однако в таком случае почему на портрет не были добавлены полученные к этому времени Ермоловым ордена – престижные., боевые награды?

Да, физиономически изображенный на портрете персонаж похож на Ермолова, то есть соответствует нашим преставлениям о том, как должен бы выглядеть Ермолов в молодости, основанным на более поздних его портретах. Но полностью уверенным, что на рассматриваемом портрете изображен именно Алексей Петрович можно быть только после того, как удастся объяснить упомянутые странности. И – на всякий случай – проверить перечень всех офицеров, служивших в 1801-1812 гг. в тех артиллерийских ротах, которые получили за отличие золотые петлицы, и имеющиеся у них (офицеров) награды.

Гравюра А.Г. Ухтомского с оригинала В.И. Машкова «Алексей Петрович Ермолов», поле 1814 г.
Гравюра А.Г. Ухтомского с оригинала В.И. Машкова «Алексей Петрович Ермолов», поле 1814 г.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.