Любому бизнесу нужен не только хороший продукт, но и человек, который будет продвигать этот продукт и привлекать новых клиентов. Причём делать это в интернете, так как большую часть рынка сейчас занимает интернет-торговля. Эти задачи выполняет интернет-маркетолог. Разбираемся, чем конкретно занимается этот специалист, как им стать и где учиться.
Не забудь подписаться на наш Телеграм канал! Каждый день мы публикуем бесплатные лекции, уроки, мастер-классы, интенсивы.
Чем занимается интернет-маркетолог
Для этого специалист выполняет разные задачи:
- составляет маркетинговую стратегию, учитывая сильные стороны бизнеса;
- анализирует и сегментирует целевую аудиторию, определяет ее потребности;
- формирует предложение так, чтобы закрыть потребности аудитории;
- настраивает таргетированную и контекстную рекламу;
- работает над эффективностью сайта: подбирает заголовки, составляет описание компании и продукта;
- отвечает за настройку всех процессов.
Чтобы достичь поставленной цели, маркетолог работает в трех направлениях:
- Привлекает и удерживает клиентов.
- Помогает повышать качество продукта компании.
- Создает положительный имидж компании.
Для выполнения обязанностей маркетолог использует инструменты: контекстную рекламу, email-маркетинг, SEO-оптимизацию, веб-аналитику.
Как войти в профессию
Начинающий специалист может работать ассистентом в отделе маркетинга и заниматься рутинными задачами: мониторингом и сбором статистики. Затем, когда наберется опыта, выполнять больше задач и постепенно дорасти до директора по маркетингу.
Второй вариант — заниматься смежной профессией, например SMM или SEO, а затем изучать смежные области и взять на себя целиком обязанности маркетолога.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Маркетолог может работать удаленно и вести сразу несколько проектов.
- Можно начать работать, не имея высшего образования и диплома. Получать дополнительные знания и развиваться в профессии уже в ходе работы.
- Востребованность на рынке труда. Маркетолог нужен любой компании: и небольшому цветочному магазину, и крупному заводу.
- Интересные и разнообразные кейсы и задачи: от аналитики до творческого планирования маркетинговой стратегии.
- Возможность дополнительно зарабатывать в смежных областях, например заниматься SMM или делать воронку писем для email-рассылки.
Минусы
- Постоянное интенсивное обучение. Нельзя останавливаться ни на минуту, чтобы быть в курсе новых тенденций и развивать свои скилы. В ходе обучения, например на курсе «Интернет-маркетолог» от онлайн-университета Skypro, вы получите актуальные знания, но уже через некоторое время появятся новые инструменты и тренды в продвижении и рекламе.
- Завышенные ожидания заказчиков. Многие работодатели не очень понимают задачи интернет-маркетолога и дают те, которые не входят в профессиональные обязанности специалиста. Или ожидают, что продажи немедленно вырастут.
- Много рутинных задач, связанных со сбором статистики.
Важные личные качества
Личные качества интернет-маркетолога можно разделить на несколько направлений:
- творческие — креативность, умение нестандартно мыслить и придумывать неожиданные решения, чутье на модные тенденции;
- коммуникативные — умение слышать клиента, способность договариваться;
- волевые — усидчивость, упорство в достижении целей, терпение;
- психологические — умение обрабатывать большие объемы информации и переключаться.
Профессиональные знания
Для маркетолога важен комплекс знаний — теоретических и практических.
Теоретические знания
- Понимание основ маркетинга:
- как исследовать и сегментировать аудиторию, выявлять ее потребности;
- как управлять спросом;
- что такое позиционирование на рынке и как определять приоритетные каналы для продвижения;
- по каким принципам формировать маркетинговую стратегию.
2. Знание основ аналитики. Маркетолог должен уметь собирать и обрабатывать статистические данные, строить на их основе гипотезы и проверять их на практике.
3. Теоретические знания основ психологии. Мотивы поведения покупателей лежат в этой области, поэтому знания о базовых потребностях человека и о том, как он их реализует, помогают интернет-маркетологу успешно справляться со своими обязанностями.
Практические навыки
- Работа с аналитическими сервисами: Google Analytics, Яндекс Метрика, Google Trends, Яндекс Вордстат, Roistat, Mixpanel, Kissmetrics.
- Настройка рекламы на специализированных платформах: Яндекс Директ и Google Adwords, рекламные кабинеты во ВКонтакте, Одноклассниках и других социальных сетях.
- Работа с рассылками в Telegram, WhatsApp и других мессенджерах.
- Знание верстки для email-рассылок и умение пользоваться конструкторами сайтов.
Основные практические навыки можно освоить самостоятельно или на курсах для интернет-маркетологов.
Зарплата и востребованность
Интернет-маркетолог может вести проекты на фрилансе и совмещать сразу несколько должностей. В таких случаях посчитать заработок почти невозможно. Поэтому оценим, сколько зарабатывает маркетолог в компании или маркетинговом агентстве.
По данным на февраль 2023 года, средняя зарплата интернет-маркетолога — 97 000 ₽. Чаще всего встречаются вакансии для начинающих специалистов с невысокой — до 50 000 ₽ — заработной платой. Более опытных и дорогих специалистов ищут реже и по рекомендациям.
Самые дорогие вакансии интернет-маркетолога — в Москве: здесь специалистам предлагают в среднем 118 000 ₽. В регионах — Екатеринбург, Казань, Краснодар, Тюмень, Новосибирск — зарплаты ниже, в среднем до 75 000 ₽.
На американском рынке труда профессия оплачивается средне. По данным Trud.com, среднемесячная зарплата в области Marketing/Advertising/PR составляет всего $8650.
Где найти работу
Любая компания, которая продвигает свои услуги или товары, — потенциальный работодатель для интернет-маркетолога.
Есть три способа найти работу:
- Быть наемным сотрудником. Маркетологи нужны в компаниях, чья работа связана с интернетом и электронной коммерцией, но не только. Обычные небольшие бизнесы типа пекарни или магазина сантехники тоже нуждаются в клиентах и услугах интернет-маркетолога.
Вакансии в компании лучше искать на сайтах — агрегаторах вакансий: HH.ru, vc.ru, Хабр Карьера.
- Работать в маркетинговом агентстве. Агентство самостоятельно ищет заказы, поэтому у маркетолога больше интересных задач и возможностей для профессионального развития.
Определитесь, в каких агентствах вы хотели бы работать, проверьте разделы с вакансиями или сразу отправьте резюме. Бывает, что, даже если в агентстве нет открытых вакансий, они готовы взять специалиста с подходящим опытом на конкретный проект.
- Быть фрилансером или основать свое агентство. Это самый сложный путь, потому что заказчиков придется искать самостоятельно. Подходит только опытным маркетологам, которые уже вели проекты в разных сферах, имеют связи в сообществе и могут быстро найти SMM-специалиста или копирайтера.
Самостоятельно искать проекты можно на биржах фриланса: freelancer.com, fl.ru, weblancer.com, freelance.ru или среди своих клиентов и знакомых. Многие опытные специалисты ведут собственные каналы, откуда к ним приходят теплые клиенты.
Обучение
В высших учебных заведениях пока не обучают интернет-маркетологов. Поэтому чаще всего специалисты получают образование традиционного маркетолога, а потом самостоятельно осваивают нужные инструменты для работы в диджитал-сфере.
Еще можно получить образование по направлению «менеджмент» и дополнительно пройти курсы по интернет-маркетингу.
Вот некоторые вузы, где можно получить образование маркетолога или менеджера:
- РАНХиГС (Москва).
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
- Институт бизнеса и дизайна (Москва).
- Государственный университет управления.
- Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.
- Российский университет дружбы народов.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Преимущество профессии маркетолога в том, что для работы не нужно высшее образование. Если у специалиста есть нужные навыки, чутье и подходящие личные качества, он сможет найти работу: фундаментальные знания не нужны для выполнения обязанностей. Поэтому любой желающий может получить образование на курсах и найти работу интернет-маркетологом.
(FAQ) Часто задаваемые вопросы
Как понять, что человеку подходит профессия интернет-маркетолога?
Если человек одновременно любит творческие задачи и умеет анализировать данные и делать выводы, он легко освоит профессию.
Поможет ли опыт в продажах стать хорошим маркетологом?
Безусловно. Специалисты по продажам много общаются с клиентами и знают всё про их боли и потребности. Так что останется освоить прикладные навыки: работу с аналитикой, настройку рекламы — и можно приступать к обязанностям интернет-маркетолога.
Маркетологи нужны, чтобы люди покупали больше?
Иногда может показаться, что маркетологи специально придумывают уловки, чтобы мы купили больше: подсовывают рекламные баннеры в нужном месте или рассылают письма со скидками на понравившиеся нам товары. Но на самом деле задача маркетолога — закрыть потребность потребителя.
Покупка — не конечный результат. Маркетолог стремится к тому, чтобы сформировать лояльность к бренду, чтобы человек не просто купил, а вернулся снова и рекомендовал компанию своим знакомым.
Нужно ли маркетологу портфолио?
Да, интернет-маркетологу, особенно для работы на фрилансе, пригодится портфолио в виде реализованных кейсов. В них подробно опишите, какая задача стояла, как вы ее решали, почему выбрали именно это решение и какие результаты получили. Подкрепите всё цифрами и отзывом от клиента.
Можно ли научиться составлять маркетинговую стратегию, если никогда раньше этим не занимался?
Да, это возможно. Лучше, если этому вас научит опытный специалист. Например, такая тема есть в онлайн-университете востребованных профессий Skypro, на курсе «Интернет-маркетолог».
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.