В 1981 году, во время строительства шоссе в районе городка Францхаузен (Нижняя Австрия) проводились археологические раскопки.
Ученые обнаружили кладбище раннего бронзового века, включавшее более 1200 могил, а также остатки двух длинных домов длиной 20 м, несколько небольших построек и мусорных ям. Датировка находок – около 2200-2000 лет до н.э. Вероятно, кладбище использовалось в течение трёх веков местным сообществом, насчитывавшим более 100 человек (несколько больших семей)
Умерших хоронили в дубовых гробах в скорченном положении, с подогнутыми ногами. В могилах обнаружены кости животных, керамика, каменные и бронзовые изделия, а также украшения из кости, раковин, бронзы, золота, янтаря и стекла. Увы, около 75% могил были разграблены еще в древности, однако в некоторых случаях археологам повезло.
Особенный интерес представляло погребение №110, в котором находились кости женщины 25-30 лет. Скелет лежал на глубине 2,5 м на правом боку, головой на юг.
Могила содержала множество ценных предметов, среди которых наиболее примечателен головной убор - бронзовый гребень в форме бумеранга с орнаментом, составленный из кусков листовой бронзы толщиной 0,7 мм (адепты древних инопланетян, ау! ) Внутри гребня сохранились фрагменты полосатой ткани.
Головной убор располагался наискось вдоль черепа. Кроме того, голову охватывала лента из листового металла, а рядом находились бронзовые кольца и спирали, вероятно, вплетенные в волосы. Шею украшало большое бронзовое кольцо, на запястьях находились массивные спирали, а в районе подола – бронзовые бляшки. У ног найдены керамическая миска, кости овцы и чаша для питья. Всё говорило о том, что дама была важной особой.
Надо сказать, что остатки текстиля обнаружены еще в двух могилах Францхаузена, но находка в погребении №110 особенно примечательна, поскольку фрагменты ткани достаточно крупные. Ткань из тонких льняных нитей была полосатой: на оливковом фоне расположены две полосы из 6 темно-коричневых нитей, разделенные одной тонкой цветной полосой (8 нитей) и другой более широкой (36 нитей). Таким образом, перед нами – древнейшая находка полосатой ткани в Центральной Европе.
Исследователи взялись за реконструкцию костюма женщины, для чего изготовили копии всех бронзовых предметов. Для воссоздания одежды привлекались изобразительные материалы, такие как глиняные фигурки бронзового века из Нижнего Подунавья – в них женщин изображали в длинных платьях с широкими юбками.
Ткань соткали на ручном ткацком станке по старинной технологии. Было изготовлено платье максимально простого кроя – два составных прямоугольника с вырезом и прорезями для рук. Длину платья выбрали несколько произвольно по щиколотку — в могиле 110 нет никаких свидетельств, указывающих на конкретную длину. Верхнюю часть костюма украсили бронзовыми предметами из погребения. На нижнюю часть платья, в нескольких сантиметрах выше подола, прикрепили раковины, известные по археологическим находкам и глиняным фигуркам.
Особую сложность представляла реконструкция головного убора. Поскольку полоса из листового металла должна была к чему-то крепиться, исследователи изготовили войлочную шапку. Полосатая ткань была реконструирована и соткана вручную аналогично оригинальной. Изделие интерпретировали как некую накидку или вуаль, прикрепленную к бронзовому гребню.
Каким образом полосатая ткань крепилась к головному убору, неясно, так как по краям не было обнаружено никаких отверстий. Поэтому ткань просто плотно заправили в головной убор. Возможно, надежное крепление достигалось с помощью смолы. К платью фата крепилась с помощью булавок.
Получилось длинное льняное платье, богато украшенное в области груди сверкающими бронзовыми пластинами, а также массивный головной убор. На обоих предплечьях носились широкие бронзовые спирали. Спирали в области ушей и шеи указывают на какую-то хитрую прическу.
Исследователи полагают, что это не просто погребальный костюм, а платье, которое женщина носила при жизни. Ношение тяжелого, массивного головного убора требовало не только сноровки, но и помощи слуг. Женщина должна была поддерживать строго вертикальную позу, а двигаться медленно и плавно. Наклонять голову не рекомендовалось.
Скорее всего, такой костюм использовался по особым случаям. В полном облачении женщина выглядела выше и крупнее. Гордая поза, занимаемое головным убором пространство – всё это создавало внушительную осанку важной дамы. Кроме того, вечером, в свете факелов, бронзовый гребень сиял, как полумесяц в новолуние. Костюм должен был производить сильное впечатление из-за большого числа сверкающих бронзовых деталей.
3D-модель черепа женщины и бронзового головного убора представлена в 3D-галерее Венского Музея естественной истории на сайте Sketchfab.
Благодарим Женю Хлистуна за материалы. Подготовил к публикации Александр Соколов. Источники
💀 Вам также будет интересно: