Середина 30-х годов 19 века, маленький городок в Черниговской области. Ветхий, почерневший домик, построенный едва ли не сотню лет назад, — мужская гимназия. Состояние его ужасно: рассохшиеся окна и двери, гнилые полы, стены в обрывках обоев. Учебники здесь плохие и старые, преподаватели не имеют педагогического образования, в классах стоит неимоверная духота, которая вынуждает новеньких учителей морщиться и отплевываться, прежде чем начать урок.
В гимназии учатся несколько сотен детей и подростков из двух-трех соседних губерний, и практически каждый христианский дом в городке превращен в «общежитие» для 6-10 гимназистов. И если во время уроков за учениками кое-как следят и пытаются наказывать палками и стоянием на коленях, то вне гимназии никакой присмотр за жизнью детей не ведется. На центральной площади идет бойкая торговля сладостями, в других лавочках хорошо расходятся табак и вино.
Дети устраивают набеги на монастырский сад рядом с гимназией, плещутся в огромных лужах и лазают в многочисленных рвах, собирая ягоды, устраивая попойки и раскуривая трубки. Ученики старших классов наведываются в слободку рядом с монастырем, где царят еще более свободные нравы как обитателей, так и обитательниц.
Один из гимназистов — начитанный мальчик, попавший в гимназию в 11 лет после смерти матери и принятый сразу в 3 класс. Каждое утро он проходит 4 версты от дома своего отца до гимназии, а вечером идет обратно. Мальчик принимает участие в развлечениях и шалостях одноклассников. В одном из рвов, так любимых подростками, он впервые пробует курить, и его после этого мутит и тошнит. Получает он и другие «гиблые приятельские уроки», наблюдает «грязные оргии» — когда вырастет, мальчик напишет об этом в воспоминаниях. После одной из провинностей его наказывают: один из учителей, живущих в гимназии, решает оставить мальчика на воскресенье у себя. Гимназист пришел в отчаяние, рыдал и рвался домой, но учитель не сжалился, более того, устроил концерт, мешая ребёнку спать: он играл на флейте, а когда его собака начинала подвывать, хохотал. Мальчик не спал ни минуты той ночью, а наутро не выдержал и убежал домой — «затем, чтобы только дойти до дому и снова воротиться в гимназию».
Имя мальчика — Константин Ушинский. Бедная, неустроенная гимназия в Новгороде-Северском (именно в этом городке прошли гимназические годы будущего писателя и педагога) стала для него, как ни странно, источником теплых воспоминаний.
Прежде я сам смотрел на нее не совсем благосклонно, но, познакомившись впоследствии ближе с настоящими учебными заведениями и в губерниях и в столицах, встречаясь потом в жизни с воспитанниками самых разнообразных заведений и определяя характер общего типа, данного им воспитанием, я убедился, что в н-ской гимназии 30-х гг. было действительно много хорошего посреди немалого количества дурного.
Впоследствии, когда Ушинский стал преподавать в Смольном институте, он не забыл о науке, которую постиг в родной гимназии, и начал «водворять новые порядки, всколыхнувшие весь строй стоячего болота».
Из воспоминаний писательницы Елизаветы Водовозовой «На заре жизни»:
«Я воспитывалась в Смольном не только тогда, когда в него не проникала ни одна человеческая мысль, когда в него не долетал ни один стон, вызываемый человеческими страданиями: при мне в его стенах в качестве инспектора появился К. Д. Ушинский, что и дало мне возможность представить, как этот величайший русский педагог вместе с введёнными им новыми учителями начал подрывать гнилые устои института и водворять в нём новые порядки, всколыхнувшие весь строй стоячего институтского болота, перевернувшие вверх дном все установившиеся в нём понятия о воспитании и образовании.
После умственной и нравственной встряски, произведённой Ушинским, когда голова моя шла кругом от нахлынувших новых взглядов и когда они далеко ещё не перебродили в ней, я была брошена в самый кипучий водоворот жизни 60-х годов».
Читайте произведения Константина Ушинского и книги о нём в «НЭБ Свет». Скачайте приложение и вы увидите в «Актуальном» подборку:
- Константин Ушинский. Сказки
- Константин Ушинский. Родное слово
- Константин Ушинский. Избранные педагогические произведения
- Константин Ушинский. Руководство к преподаванию по «Родному слову»
- Матвей Песковский. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность