Найти тему
Киберпоп ТВ

Притча о блудном сыне. Тропари первой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 4

Начало разбора канона здесь: Введение; часть 1 Тропари первой песни канона Андрея Критского; часть 2.1 История грехопадения (к тропарям первой песни канона Андрея Критского); часть 2.2 Тропари первой песни канона Андрея Критского (Грехопадение); часть 3 Каин и Авель. Тропари первой песни канона Андрея Критского.

Следующая группа тропарей первой песни канона Андрея Критского отсылает нас уже в Новый Завет, к притче о блудном сыне. Наверное, среди вас трудно будет найти человека, который не читал эту притчу или хотя бы не слышал о ней. Некоторые, может быть, знают даже близко к тексту. Но на всякий случай давайте все-таки я ее разберу, а потом мы рассмотрим тропари, которые отсылают нас к ней.

Итак, два брата живут у отца, и младший испросил у него наследство, которое ему принадлежало по праву. Отец дал ему его часть. Через некоторое время младший сын ничего лучшего не придумал, как только собрать всё и уйти в страну далече. И там он расточил всё имение свое, живя блудно. А потом начал нуждаться, голодать и пристал к одному из жителей той страны, который направил его пасти свиней. Это не очень благородное и благодарное занятие. Даже когда он пас свиней, то рад был бы поесть то, что ели эти свиньи, но никто ему не позволял этого. И, придя в себя, он сказал: «Столько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Пойду, возвращусь к моему отцу, скажу ему: “Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих ” (Лк. 15:17-19)».

Появилась надежда, что хотя бы по праву рождения отец возьмет его наемником, и он хотя бы будет там питаться. И сын пошел. А когда был еще далеко, отец увидел его, выбежал ему на встречу, обнял его, поцеловал, обласкал: принесите одежду, сапоги ему дайте, теленка заколите, будем есть, веселиться, будет пир, потому что сын мой был мертв и ожил, потерялся, но нашелся.

А старший сын, видя все это, воскорбел: «Я был всегда с тобой, но никогда себе ничего не позволял. Ты не дал мне повеселиться, а этого, который всё расточил, ты так принял». Но отец тоже вышел навстречу старшему сыну и сказал: «Ты всегда со мной и всё мое ― твое, а о твоем младшем брате возрадоваться подобало, потому что он был мертв и ожил, был потерян и нашелся».

Точно так же Господь поступает с каждым из нас. Во-первых, посмотрите, как действует этот отец. Когда младший сын попросил разделить имение и дать ему долю, неужели отец не понимал, чем это может кончиться? Наверное, понимал, но все-таки уступил: хорошо, на тебе твою часть имения. И когда сын собрал всё и ушел, отец тоже не препятствовал. Может быть (в притче об этом не сказано), он как-то пытался аккуратно поговорить с сыном, направить, вразумить его, но сын не внял. И мы можем только догадываться, с какой скорбью, с какой болью в сердце отец разделил это имение и отдал младшему сыну, а потом отпустил его. Как он жил это время, с какой скорбью жил, зная, как живет сын, как он расточает всё, и понимая, к чему все это приведет. С какой болью он на все это смотрел!

Так и Господь дает нам то, что мы хотим, нашу часть имения, то, что в нас вложено от рождения: какие-то дарования, способности, склонности к творчеству, способности к наукам, к языкам ― все эти дары, которые мы от Бога получили по праву. Как мы этим распоряжаемся, куда мы это прикладываем, на какие дела мы это всё направляем? Как на это взирает Господь? Но Он терпеливо ждет, чтобы мы осознали в себе того блудного сына, который пасет свиней и желает насытить свое чрево рожками, которые едят свиньи.

Что это за рожки? Это какие-то радости нашей земной жизни. Да хотя бы ими напитаться, а мы и этого не можем. И, придя в себя, осознав немного свое положение, человек может сказать: что я делаю? Как я себя веду? Как я распорядился своей жизнью, этим даром Божьим, этой частью моего имения, моего наследства? Вернусь к Отцу моему и скажу: «Господи, я согрешил и уже не достоин называться сыном Твоим, но прими меня хотя бы в число наемников». И когда человек возвращается к Богу, Господь предваряет его, то есть Он выходит ему навстречу, спешит и встречает его радостно. Вот эта встреча отца и блудного сына ― образ того, как Господь радуется, когда человек обращается к Нему.

А старший ― это тот, который вернулся раньше, который, может быть, и не уходил, а с детства старался жить по-божески, особо не имел радостей земных, ― может еще воскорбеть и сказать: «Господи, ну что же это такое? Я вот стараюсь благочестиво жить, не грешить, а этот человек грешил, пил, блудил, и Ты ему тоже даровал всё это и так его встретил, благодатью Своей покрыл! А я вечно в трудах и мне обидно».

Те, кто давно являются христианами, и много-много лет воцерковлены, меня сейчас хорошо понимают. Мы очень часто ведем себя как старший сын, когда видим ту радость, которую Господь испытывает по отношению к кающемуся грешнику, всё этому человеку прощает, всё ему дает. И мы думаем: «О-па! Человек жил всю жизнь, как хотел, грешил, отрывался по полной, а видишь, как получилось. А я тут, понимаешь, стараюсь-стараюсь и всё вот так». Но Господь и нам однажды скажет: «Всё мое ― твое. А об этом человеке нужно было возрадоваться, потому что он был мертв и ожил, был потерян и нашелся».

Ну а теперь давайте обратимся к тропарям первой песни канона Андрея Критского, которые отсылают нас к этой притче.

«Аще и согреших , Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блуднаго».

Обращение к Спасителю: «Аще и согреших, Спасе». То есть если я и согрешил, Спаситель мой, но вем (но знаю), что Ты Человеколюбец («яко Человеколюбец еси»). Хоть я и согрешил, но я знаю, что Ты человеколюбив. Если Ты наказываешь, то милостиво и «милосердствуеши тепле», то есть делишься теплом Своего милосердия, своего любящего сердца. «Слезяща зриши» ― видишь плачущего грешника, «и притекаеши яко Отец, призывая блуднаго». «Притекаешь» ― спешишь навстречу, выходишь, стремишься к нему, как отец, призывая этого блудного сына. Этот тропарь наполнен упованием на Бога, каким-то светом, ощущением возможности прощения, надеждой.

«Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление».

Обращение к Спасителю: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими». Я пришел к Тебе, к вратам Твоего сердца, я вернулся как блудный сын и поверг себя пред вратами Твоими. Видя повержена меня пред вратами Твоими, «поне на старость не отрини мене во ад тща», то есть хотя бы на старость мою, на остаток жизни не отвергай меня. «Тща» ― это значит ни с чем. То есть не отринь меня во ад хотя бы в старости, «но прежде конца, яко человеколюбец», то есть прежде моей смерти, прежде моей кончины. «Яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление». Дай мне прощение моих грехов, моих прегрешений.

«Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив Ты мя ущедри».

«Богатство мое» ― здесь имеются в виду душевные качества, чистоту моей души, моего сердца, моего ума, какие-то дарования, которые мне дал Господь, таланты. Вот это всё мое наследство, которое мне дано от Бога, всё это я изнурил в блуде. «Изнурять» ― то есть доводить до изнеможения, до крайней степени истощения. «В блуде» ― в данном контексте, на мой взгляд, не конкретно блуд имеется в виду, хотя и он тоже, а вообще беспорядочная, хаотичная жизнь. Вот этой своей буйной, хаотичной, беспорядочной жизнью я довел свои душевные качества до изнеможения.
«Алкать» ― значит голодать. Человек, который голодает ― алчет. Здесь опять отсылка к притче, потому что там младший сын голодал, алкал и желал насытиться хотя бы той пищей, которую ели свиньи, но никто ему не давал. И вот этот голод вразумил и привел его в чувство.
Так и здесь: «Алчен же зову: Отче щедрот, предварив, Ты мя ущедри». Что значит предварив? Предварив это значит опередив, если по-хорошему, то наверное, Ты должен был бы подождать от меня каких-то плодов благочестивых, плодов покаяния, увидеть мои дела, что я на самом деле раскаялся, исправился. Но поскольку я «пуст есмь плодов благочестивых», мне нечего Тебе принести, кроме своего состояния раскаяния, поэтому Ты опереди меня, предвари меня своими щедротами.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.