Часть 2.2
Начало разбора канона здесь: Введение; часть 1 Тропари первой песни канона Андрея Критского; часть 2.1 История грехопадения (к тропарям первой песни канона Андрея Критского)
Ну, а теперь давайте перейдем к тексту тропарей канона Андрея Критского.
«Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих».
Близкие по смыслу к слову «поревновав» ― ревность, соревнование, подражание. Поревновав преступлению первозданного Адама, вместе с тем я познал себя «обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости» из-за моих грехов. Здесь немного непонятный оборот. Что это значит? Господь Бог, его Божественная благодать и присносущное Царствие ― это вечное царство, рай и райская сладость. Это всё было мне присуще, это было моим, это и есть мое по праву творения, но я из-за моих грехов этого лишился и как бы обнажен без этого. То есть нагота эта означает, что я лишился не одежды, а Бога, наслаждения райского. Я обнажен от всего этого, как от одежды.
«Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди».
Здесь мы обращаемся к своей собственной душе. «Увы мне, окаянная душе» ― то есть несчастная моя душа. Потому что «видела бо еси зле» ― не с добром ты посмотрела и жестоко была уязвлена, ранена, то есть нанесла себе рану. «Коснулась древа и вкусила дерзостно безсловесныя снеди». Здесь параллель проводится с Евой и древом познания добра и зла. Понятно, что для нее это древо было тем, через что она познала грех. А чем для нас было это древо? И что такое бессловесная снедь? Это то, через что мы согрешаем. Может быть, это другие люди, может быть, это какие-то материальные вещи, да что угодно может быть. Это всё и есть наше персональное древо и наша персональная бессловесная снедь.
«Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая, и вкушаяй присно горькаго напоения».
Тропарь очень серьезный, глубокий. Центральное его место «во плоти страстный помысл». В чьей плоти? В моей, внутри меня есть страстный помысл, который стал моей собственной персональной мысленной Евой. Не чувственная, которая внешняя, которую можно осязать, а мысленная Ева, мой собственный страстный помысл. И он, как та первая Ева, предлагает плоды, и я, как Адам, вкушаю эти плоды, а получаю горький урок. Помысл говорит, что это же хорошо, вожделенно, прекрасно. Он показывает сладкое, но я всегда вкушаю горькое. «И вкушаяй присно». Присно ― всегда.
«Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам: аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?»
Первая часть тропаря вроде бы понятна, но из-за того, что слова стоят в непривычном для нас порядке, можно немного заблудиться. Адам был изгнан из рая достойно, заслуженно. Почему? Потому «что не сохранил одну-единственную Твою, Спаситель, заповедь. Вот о чем первая часть. А как же должен я тогда пострадать, если он одну единственную заповедь не соблюл? Он достойно был изгнан из рая. Что же тогда со мной должно случиться, если я животные словеса отметаю, то есть не соблюдаю, преступаю, отметаю всегда Твои животные словеса? Заповеди Божьи ― это заповеди жизни, Господь дает эти заповеди не как строгий начальник, что-то от нас требующий. Нет! Он указывает нам правила жизни, соблюдая которые мы будем жить, радоваться, наслаждаться. И эти правила для жизни нам даны, но если мы их всегда отметаем, то к чему мы приближаемся? К смерти.
Здесь небольшое преувеличение есть. Почему? Адам все-таки был склонен к добру. И последствия его греха настолько катастрофичны для него самого и для всего человечества, для всего мироздания, что никакой мой грех и даже совокупность моих грехов не может быть сопоставимой с одним единственным тем грехом. Он отпал из первозданного своего состояния, а я сейчас нахожусь в том состоянии, в котором он оказался после греха.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.