Часть 5
Начало разбора канона здесь: Введение; часть 1 Тропари первой песни канона Андрея Критского; часть 2.1 История грехопадения (к тропарям первой песни канона Андрея Критского); часть 2.2 Тропари первой песни канона Андрея Критского (Грехопадение); часть 3 Каин и Авель. Тропари первой песни канона Андрея Критского; Часть 4 Притча о блудном сыне. Тропари первой песни канона Андрея Критского.
Еще один библейский сюжет, к которому отсылают нас тропари первой песни канона Андрея Критского ― притча о милосердном самарянине. Давайте ее тоже разберем и рассмотрим тропари канона Андрея Критского.
В этой притче есть некоторые непонятные слова. Ну, например, Иисуса Христа спрашивает законник. Кто такой законник? Законник ― это человек, который знал закон, толкователь закона, тот, который изучал Священное Писание и мог разъяснять, что это означает и как это следует понимать.
Человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался в руки разбойникам, которые избили, изранили его, бросили на дороге едва живым. Мимо шел священник и прошел мимо. Кто священник, нам более-менее понятно. А потом шел левит и посмотрел, но тоже мимо прошел. Кто такой левит? Левит ― это тоже церковнослужитель. Это человек, который служил при храме, он не был священником, но все-таки выполнял при храме какую-то работу. Вот от этих двоих ждешь прежде всего какого-то милосердия, любви, заботы, но они прошли мимо. А кто такой самарянин? Самарянин ― это человек, которого слушатели этой притчи (Иисус же обратился к законникам, но там еще и другие люди сидели) воспринимают как врага. Потому что самарянин ― это иноплеменник. Это его национальность. К самарянам иудеи относились весьма-весьма пренебрежительно, брезгливо. И для них самарянин ― это даже что-то ругательное.
И вот этот самарянин шел, увидел этого человека, сжалился, позаботился о нем: обработал ему раны, смазал раны вином, продезинфицировал, потом маслом смягчил, перевязал, посадил его на своего осла, привез в гостиницу, там пробыл с ним какое-то время. На следующий день, уезжая, заплатил содержателю гостиницы два динария (это немаленькие деньги), чтобы этот человек в гостинице побыл какое-то время. Оплатил его проживание там и сказал, что заплатит еще, когда будет возвращаться, если тот издержит больше.
И кто ближний для этого человека, который попался разбойникам? Здесь, кстати говоря, законник обнаруживает, что ему трудно сказать слово «самарянин». То есть по-хорошему он должен бы сказать: «самарянин оказался ближним». Но для него это настолько было непривычно, что он даже не сказал слово «самарянин», а сказал: «оказавший ему милость». Господь говорит: «Иди и ты твори так же».
Здесь, в этой притче, есть еще, кроме непосредственного социального контекста, забота о ближних, милосердие. И это почти всегда и зачастую сопряжено с какими-то затратами. Ты не просто посочувствовал, поскорбел и пошел дальше. Нет, ты остановись, позаботься об этом человеке, перевяжи ему раны, потраться на это. Свое время потрать, силы, масло, вино, посади его на своего осла, привези в гостиницу, там о нем позаботься, потом заплати за него. Ты вкладываешься сам, тратишься на это всё, а по-другому не получится, невозможно человеку оказать какую-то милость, не вложившись.
Но кроме этой составляющей здесь еще есть некое указание, таинственный смысл. Дело в том, что человек, который попал в руки разбойников ― это любой из нас. Вот сейчас мы будем разбирать тропари канона Андрея Критского, там эта мысль четко зазвучит. Кто-то из нас попал в руки разбойников, а самарянин ― это Сам Христос. Мимо этого человека, попавшего к разбойникам, могут пройти разные люди. Те, от которых он, казалось бы, ждал какой-то помощи, снисхождения, опоры и надежды. Это могут быть родные, близкие люди, друзья, товарищи, от которых он хотел бы ожидать чего-то. Но они посочувствуют, а дальше ты как-то сам. Или, может, попытаются оказать какую-то помощь, но сделают это неуклюже, грубовато, так, что лучше бы они ничего не делали. То есть люди, от которых ты ждал помощи, могут банально ее тебе не оказать. А Тот, которого ты, может быть, отвергал в своей жизни, Сам Христос, Он не пройдет мимо, остановится, потратится на тебя, окажет тебе милость, и такую милость, которую ты никогда от Него не ожидал. Тот человек, который попал «в разбойники», он даже подумать не мог, что ему самарянин какой-то поможет. Так вот, это Сам Христос заботится о каждом из нас и привозит человека в гостиницу, которая символизирует собой Церковь.
А теперь, давайте рассмотрим тропари канона Андрея Критского.
«В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне, и исполнихся ран, но Сам ми представ, Христе Спасе, исцели».
«В разбойники впадый аз» ― то есть я попал в руки разбойников. Мои собственные помышления ― это те разбойники, которые на меня напали. Мы уже разбирали эту мысль, что эти мои мысли очень коварны, они предлагают очень хорошее, а потом от этого получается что-то очень плохое. Они хитры, и я окутан ими, попался в их руки. И в результате «уязвихся ныне и исполнихся ран». «Уязвихся» ― значит получил язвы, раны. «Исполнихся ран» ― наполнился, то есть весь изранен. Речь идет, конечно, не о теле, а о ранах сердечных, ранах нашей души.
«Но Сам ми представ, Христе Спасе, исцели» ― это обращение ко Христу: Христе Спасе, Ты Сам исцели меня. «Представ», то есть найдя меня, исцели.
«Священник, мя предвидев мимо иде, и левит, видя в лютых нага, презре, но из Марии возсиявый, Иисусе, Ты, представ, ущедри мя».
Здесь, по моим ощущениям, всё понятно. Священник, меня увидев, прошел мимо, и левит, видя в лютых ранах, нагим (ведь разбойники с него одежду содрали), «презре» ― мимо прошел, ничего не сделал. «Но из Марии возсиявый Иисусе» ― обращение ко Иисусу, который возсиял из Марии (про Деву Богородицу здесь говорится). «Ты, представ, ущедри мя».
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.