Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Каин и Авель. Тропари первой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 3

Начало разбора канона здесь: Введение; часть 1 Тропари первой песни канона Андрея Критского; часть 2.1 История грехопадения (к тропарям первой песни канона Андрея Критского); часть 2.2 Тропари первой песни канона Андрея Критского (Грехопадение).

Следующая группа тропарей из первой песни канона Андрея Критского тематически посвящена Каину и Авелю. Чтобы разобрать эти тропари, надо разобрать сначала само событие: за что же Каин убил Авеля.

Я подозреваю, что под этой статьей могут возникнуть вопросы, мол, откуда же у Каина потом взялась жена? И почему Каин опасался, что встретившийся ему человек может его тоже убить? Откуда там вообще эти люди? Об этом сейчас очень часто спрашивают. Сразу же скажу, что Библия об этом умалчивает, потому что ее задача не рассказать нам в подробностях о том, откуда, что и как произошло, что это были за люди, преподнести какие-то исторические сведения. Это не учебник по истории. Это книга о взаимоотношениях между людьми и Богом, о духовной стороне вопроса. И Каин, и Авель упоминаются в Библии именно потому, что проявилось во всей своей силе то повреждение человеческой природы, которое возникло в результате грехопадения Адама и Евы. Об этом мы говорили в прошлой статье.

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Она подумала, что это тот самый человек, которого обещал Господь в раю, когда сказал, что вражду положу между тобою и змием. Но через некоторое время она осознала и поняла, что ошиблась. Когда родила второго сына, то назвала его Авель, что означает прах. То есть она думала, что Каин ― человек от Господа, но как прах рассеялись ее мечты на скорое избавление.

Каин был земледельцем, Авель ― скотоводом. Они принесли дар Господу, какую-то жертву. Каин от своих плодов, а Авель от своих. Господь на Авеля и на жертву его призрел, то есть принял ее, а Каина и жертву его не принял. Почему так произошло? Дальнейшие события объясняют нам это.

Во-первых, Каин ― это не какой-нибудь атеист. Он в Бога верит, приносит Ему жертву, но Господу не угодна его жертва, потому что Господь ― Сердцеведец. Он уже видит, что в сердце Каина гнездится злоба. Поэтому и мать его, Ева, разочаровалась в Каине: налицо было его духовное и душевное состояние. Видела она, каким растет ребенок, какие качества проявляет. Осознала, наверное, масштабы всего того, что они сделали. Господь видит сердце Каина и не принимает его жертву. Каин от этого огорчился. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился?» (Быт. 4:6). Этот вопрос Господь задает не потому, что Он не знает. Этот вопрос Господь задает Каину для того, чтобы он задумался. Ты почему, вообще, огорчился-то? Что Я не принял у тебя дар? Так почему Я не принял? Может быть, дело в тебе? Может быть, ты что-то не так делаешь?

Дальше Господь говорит потрясающие слова: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Господь видит, чем наполнено сердце Каина и пытается его предупредить. Говорит: «Господствуй над своим грехом, владей собой. Грех лежит у дверей твоего сердца, он влечет тебя к себе. Ты можешь сделаться рабом этого греха, но борись! Будь хозяином самому себе». Господь призывает Каина к свободе, но Сам не вмешивается. Он заботится о Каине, подвигает его на борьбу. Не призрел Он его дар, не принял его жертву, но пытается его вразумить, видя, что он задумал в своем сердце.

Но Каин не внял этим словам. Он зазвал Авеля на поле, там восстал на него и убил. Одно дело, когда у человека что-то в душе клокочет и бурлит, какие-то страсти, грех, идет внутренняя духовная борьба. Да, это уже плохо. Да, такие мысли, душевные терзания ― это уже грех. Но пока они не материализовались в конкретные дела, пока человек реально не осуществил задуманное ― всё поправимо. Грех, который внутри, в сердце, еще не так сильно ранит душу, как тот грех, который реализован еще и в деле.

Что должно было произойти с душой и сердцем человека, который впервые проливает кровь своего собственного родного брата? А на земле народу на тот момент совсем мало! Это первое убийство. Что должно было произойти с ним, с его душой, когда он это совершил и увидел поды своих дел? Об этом, кстати, очень хорошо говорит в своих произведениях Федор Михайлович Достоевский. Что происходит в его романе «Преступление и наказание» с душой Раскольникова, когда он убивает старуху-процентщицу? Какое внутреннее потрясение! Всё внутри поломалось, покорежилось. То же самое с Каином произошло.

Господь опять обращается к Каину и говорит: «Где Авель, брат твой?» (Быт. 4:9). Он задает этот вопрос не потому, что Господь не знает, что произошло. Он напоминает Каину: этот Авель ― твой брат, жил вместе с вами, а теперь где он? Теперь он там. Как он там оказался? Но Каин очень дерзостно отвечает Господу: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Совсем огрубело сердце Каина. И тогда Господь обличает Каина: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Мол, что же ты так говоришь-то?

Господь просто обличает. Обличив, Он не проклинает Каина, а с горечью констатирует факт. Мол, раз ты сделал для себя такой выбор и это совершил, то теперь с тобой будет это и это, потому что дух творит себе форму. Какая у тебя душа, какое у тебя сердце, так вокруг тебя и жизнь будет выстраиваться. Если у тебя в сердце любовь и добро, то вокруг тебя тоже жизнь будет выстраиваться соответствующим образом. Если же у тебя окаменело сердце, то, конечно, и плоды твоих трудов будут совсем иными. Поэтому Господь и говорит ему: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:12). Вот что ты с собой сделал! Авеля ты убил, но ты еще и себя убил, свою душу убил.

Что делает Каин? Он опять дерзновенно говорит: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13). Он демонстрирует, насколько нечувственно его сердце стало: «Да, я уйду от Тебя! И от лица других скроюсь, от братьев, сестер, живущих вокруг. Но если меня кто-то встретит, то меня убьет». Он беспокоится о том, что и с ним могут сделать то же самое, то есть беспокоится о своей жизни. Господь сделал какое-то знамение (мы не знаем что), чтобы никто не убил Каина, чтобы не распространилось дальше это зло. Библия не говорит, что это за знамение было.

Он ушел, отделился, но не один: у него была жена, видимо, из сестер. В дальнейшем было какое-то потомство от Каина. Оно было довольно-таки многочисленным.

Я немного разобрал текст Библии, а теперь давайте перейдем к тексту тропарей канона Андрея Критского.

«Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть, и воевав на ню лукавыми моими деяньми».

Немножко запутанный тропарь, на первый взгляд. Но если все расставить на свои места, то он становится понятен.
«Каиново прешед убийство». «Прешед» ― превзошед. Если по-русски сказать: превзошел я Каиново убийство.
«Произволением бых убийца совести душевней». Своей собственной совести я был убийца. Я свою совесть убивал. Он своего брата, Авеля, убил, который своей благочестивой жизнью, своим добрым нравом был ему противен. Почему Господь на жертву Каина не призрел, а на жертву Авеля призрел? Потому что Авель проводил жизнь непорочную, и сердце у него было чистое.
«Оживив плоть, и воевав на ню лукавыми моими деяньми». Что значит «оживив плоть»? Что такое вообще плоть? В человеке, во мне, есть лучшая часть, которая стремится к добру, правде, свету, истине. А есть худшая часть, которая стремится ко злу, греху, порокам. Она меня вниз тянет. Худшая часть так или иначе связана с телом, с плотью. Поэтому здесь подразумевается плоть не только как тело, но и как греховная часть меня самого: «Оживив плоть» ― вырастив эту часть, вскормив, взлелеяв ее, дав ей силы, развив ее до огромных масштабов. Она стала для меня персональным Каином, который убивает мое доброе, прекрасное начало. «Оживив плоть и воевав на ню». «На ню» ― совесть душевную. «Произволением бых убийца совести душевней» ― моя плоть воюет на совесть душевную лукавыми деяньями. Почему лукавыми? Потому что коварна. Обманом предлагает мне как будто бы сладкий плод, как будто бы хорошее что-то, но на самом деле это получается греховным.

«Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго».

Мы иногда каемся в том, что сделали что-то плохое. Но нужно иметь в виду, что покаяние нужно приносить и в том, что мы не сделали. Что мы должны сделать? Уподобиться Авелю своей чистой жизнью. Как здесь говорится, что я не уподобился Авелевой правде, не принес Тебе приятного дара, не принес Тебе Божественного деяния и жертвы чистой. Житие непорочное тоже Тебе не принес.

«Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся».

Как Каин, так и мы, душа моя несчастная (здесь человек обращается к своей душе). Что мы сделали? Мы принесли (принесохом) кому? «всех Содетелю», то есть Создателю. Что мы принесли? «Деяния скверные, жертву порочную и непотребное житие». Вот это всё вместе, мы принесли Творцу (всех Содетелю), поэтому и осуждаемся.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.