Найти тему

Предотвратите свои юридические и тактические ошибки на месте ДТП! (Стаж правовой работы автора статьи более 30 лет).

Оглавление
Фото редакции канала.
Фото редакции канала.

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В обстоятельствах ДТП, изначально, пробуют (именно, пробуют) разобраться инспекторы эжкипажа ДПС.

Когда характер и последствия ДТП выходят за пределы компетенции патрульных экипажей, материал передается инспектору группы (отдела) по исполнению административного законодательства (ранее, а где-то и по сегодняшний день - инспектору административной практикики, или, инспектору группы разбора (должности, существующей с советских времен).

При наиболее трагических последствиях ДТП, материал, оформленный по факту ДТП, подлежит передаче в следственный отдел...

К сожалению, далеко не всегда дознание/следствие (а равно, и назначаемая ими экспертиза) делают объективные выводы, о механизме ДТП.

Судебное расследование (производство) по делу об АПН, судебное следствие по уголовному делу и(или) производство по гражданскому иску (в уголовном или гражданском процессе) не всегда является совершенно объективным в силу несовершенства ментальности человека, несовершенства методик и инструментария, применяемых при проведении экспертиз.

Следует учитывать тот факт, что в достаточно большом числе случаев ДТП, водители, спровоцировавшие ДТП, оставляют место ДТП (посторечное "покидание места ДТП", де-юре именуется "оставлением места ДТП").

Более того, во многих случаях, водитель, который спровоцировал ДТП, убежден, что не является его участником, поскольку, его автомобиль не контактировал с другими автомобилями, участвовавшими в ДТП.

Однако, это заблуждение.

Участие в ДТП обусловлено наличием причинно-следственной связи между характером и траекторией движения автомобиля, спровоцировавшешего ДТП и последствиями ДТП, а вовсе не наличием факта контакта автомобиля с другими участниками ДД или объектами дорожной (придорожной) инфраструктуры.

Представьте, насколько нежелательной для любого водителя является ситуация, в которой он обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью или в причинении смерти, в обстоятельствах, при которых он не является виновником ДТП, но не может этого доказать.

Даже ДТП без пострадавших может весьма негативно повлиять на бюджет и судьбу водителя, который обвиняется в том, в чем его вина отсутствует.

В связи со сказанным выше, всем водителям настоятельно рекомендуется установить и поддерживать в рабочем состоянии видеорегистратор с выносной камерой заднего вида, осуществляющий одновреную запис двух каналов (к.з.в. отлично помогает в защите от обвинения при ДТП с участим водителей, двигавшихся быстрее потока и осуществлявших перестроения с нарушением ПДД).

Стоимость таких видеорегистраторов начинается от ≈ 3000 рублей при вполне достаточной надежности.

Экономить на видеорегистраторе недопустимо!

(Заметьте, что мы не называем никакие конкретные марки или модели регистраторов).

Дополнительно, около 1500 рублей будет стоить более-менее качественная по надлежности и по характеристикам скорости работы "карта памяти" (твердотельный накопитель).

Экономить на хорошем накопителе (карте памяти) тоже нельзя, причем, лучше всего, хранить в автомобиле второй запасной накопитель.

(Как показывает практика, накопители достаточно часто выходят из строя за несколько дней до ДТП, наличие запасного накопителя под рукой исключает продолжительное движение с неработающей функцией записи).

Всегда старайтесь не эксплуатировать автомобиль без полноценно работающего видеорегистратора.

Следует учитывать, что далеко не все видеорегистраторы наглядно сообщают пользователю о неработающем режиме видеозаписи! На функционирование режима видеозаписи следует регулярно обращать внимание при пользовании видеорегистратором!

II. Необходимо иключить ОПАСНОСТЬ ВТОРИЧННОГО ДТП

(Статья по ссылке вполне может спасти жизнь Вам и близким - прочтите!)

III. ЮРИДИЧЕСКИ И ТАКТИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ДТП

Необходимо помнить, что нахождение на дороге всегда опасно.

Опасность значительно повышается, если:

- Вы находитесь на краю проезжей части или на ней самой (как лично, так и Ваше т/с);

- Проезжая часть имеет более 1 полосы для движения в данном направлении;

- Разрешённая скорость на данном участке дороги выше 60 км/ч;

- Средняя скорость транспортного потока выше 60 км/ч;

- Стоит погода с ярким Солнцем;

- Вы остановились в районе въезда в тоннель/путепровод/на мост со значительным перепадом высот, или в районе выезда из тоннеля/съезда с моста.

- Вы остановились в районе не пологого виража или в конце/начале подъёма/спуска...

Меры по эффективному предупреждению вторичных ДТП.

1. В автомобиле всегда должен быть белый яркий мигающий фонарь, который необходимо включить и разместить на крыше, лучем навсречу потоку.

Это хорошо обозначит неподвижный аварийный автомобиль на дороге и снизит скорость транспортного потока, по крайней мере, в ближайших прилегающих полосах движения.

Фонарь необходимо разместить на крыше как можно быстрее после остановки (Сопоставимого по стоимости способа эффективно обозначить аварийное т/с на дороге не существует).

2. В автомобиле должно быть ДВА знака аварийной остановки. Оба знака должны быть хорошо видны на дороге, как днём, так и ночью.

У многих знаков а/о, продающихся в РФ, отвратительно низкий коэффициент световозвращения. Необходимо выбирать хорошие знаки! (Коэффициент световозвращения можно легко проверить, приведя знак а/о в рабочее положение и посветив на него фонариком смартфона, держа смартфон экраном к себе, на уровне лица)

3. Флюорисцирующий зелёный жилет со световозвращающими полосами должен быть надет в момент выхода из автомобиля.

4. Перед освобождением проезжей части необходимо сделать не менее 20 (многократно проверенное на практике число, из которого, для работы по делу, отбирается 3-5 подходящих) четких (резких) фотографий расположения поврежденных транспортных средств.

Фотографии выполняются, по возможности, с каждой из 4 сторон каждого участвовавшего в ДТП т/с, с расстояния около 2 метров (для фиксации видимых повреждений), с расстояния около 25 метров, и с расстояния около 50 метров (для фиксации расположения т/с относительно друг ддруга, средств организации дорожного движения и относительно границ проезжей части (границ перекрестка).

Также, следует помнить, что дистанция действия соответствующих дорожных знаков, значение которых существенно для оценки обсторятельств ДТП, может составлять сотни метров и даже километры (например, знаки ограничения скорости или конца зоны запрещения обгона). Такие знаки тоже следует фотографировать, а лучше, снимать видеролики, с движением камеры от запечатлеваемого знака до места ДТП.

5. Проезжую часть следует освободить при наличии возможности по принципу "Чем быстрее, тем лучше!", за исключением случаевмналичия пострадавших - в этом случае, перемещать предметы, относящиеся к ДТП запрещено иначе, как по указанию полиции.

Алгоритм действий по остановке на проезжей части или на опасной обочине.

Включение Аварийной сигнализации с подачей не менее 5-7 длинных звуковых сигналов - по возможности, это следует выполнить это ещё до остановки.

Если поток плотный и (или) если время суток темное и (или) существуют условия недостаточной или ограниченной видимости, подавать сигналы следует до того момента, пока скорость потока не снизится. Все это необходимо выполнить не выходя и не выпуская никого из автомобиля.

Далее, одновременно с подачей звуковых сигналов (НЕ выходя из автомобиля!) включение и размещение на крыше автомобиля мигающего фонаря, светящего навстречу потоку (потрудитесь нащупать крышу и установить на нее включенный фонарь рукой из салона, это может спасти здоровье и жизнь Вам и пассажирам).

(Если даже Вы остановились на лифтованном LC оранжевого цвета, Вам все равно Не следует рассчитывать, что все водители на дороге вовремя заметят Ваш автомобиль!)

Далее, выход из автомобиля с одновременным одеванием сигнального жилета (он всегда должен быть в салоне под рукой).

Далее, необходимо быстро и безопасно высадить из салона всех пассажиров и отвести их за пределы дороги.

(Все пассажиры должны перемещаться по проезжей части исключительно под Вашим прикрытием, поскольку, на Вас надет жилет, а ни них - нет!)

Далее, необходимо произвести выставление Двух знаков а/о, одного, на расстоянии, согласно ПДД, и второго, на расстоянии, из рассчета 1 метр дистанции на 1км/ч разрешённой на данном участке дороги скорости движения (а лучше, на расстоянии 100 - 150 метров).

Если это автомагистраль, или другая оживленная дорога, значит, заранее приведенный в рабочее положение знак а/о несёте двумя руками над головой (а не в режиме "Прогулка с авоськой" - так пускай ходят по дороге те, кому жить надоело). Очевидно, что сигнальный жилет должен быть при этом надет на Вас.

Далее, когда место ДТП хорошо обозначено, следует определить, есть ли пострадавшие (люди, получившие травмы или подозревающие сами у себя их наличие).

Если пострадавшие есть, следует сразу же вызывать полицию и "скорую".

Если Вы подозреваете трамы у себя и своих пассажиров, ни в коем случае нельзя умалчивать такую информацию и ни в коем случае нельзя отказываться от госпитализации, если ее предложит бригада "Скорой"

(Большинство участников ДТП, сразу после ДТП, не в состоянии диагностировать у себя ни СГМ, ни ЗЧМТ, ни синдром хлыста (травма шеи), ни другие опасные паталогии).

Далее, осмотрительно, с предельной осторожностью и неспеша делаете фотографии, по вышеописанной методите, затем, по возможности, убираете т/с с проезжей части.

Внимание! Если при ДТП есть пострадавшие, убирать автомобили с проезжей части допустимо только по указанию сотрудников полиции.

Если пострадавших нет, но есть разногласия относительно обстоятельств ДТП, можно оформить ДТП "европротоколом", при этом, следует помнить, что, по общему правилу, сумма компенсации имущественно вреда составит не более 100 000 рублей.

Если Нет ни пострадавших, ни разногласий относительно обстоятельств ДТП, допустимо самостоятельно составить схему ДТП на месте ДТП, сделав фото по вышеописанной методике и прибыть в ближайшее подразделение ГИБДД для оформления ДТП с участием полиции.

При этом, и ОСАГО, и КАСКО будут действовать полноценно (причем, даже если в договоре КАСКО другие условия, т.к. они будут противоречить действующему законодательству РФ и, таким образом, НЕ буддут защищены правилом о свободе договора).

В остальных случаях, придется дожидаться ГИБДД, поскольку, на практике, никто не гарантирует сторонам ДТП корректную работу приложения "ДТП Европротокол", которым, в добавок, нельзя воспользоваться при отсутствии регистрации водителей на портале "Госуслуги".

Если Вам повезло и у Вас есть видеозапись момента ДТП, никогда и никому не отдавайте регистратор или накопитель (видеофалов), не скопировав его полностью.

Во многих случаях ДТП, намного разумнее сразу убрать регистратор с поля зрения и не сообщать никому о его наличии у вас, до момента начала доверительного общения со Своим юристом.

Схему ДТП, составленную при наличии разногласий подписывать нельзя! Проверить точность схемы, составляемой на месте ДТП, практически невозможно.

Вы же не будете ходить тенью за ИДПСом и проверять сделанные им замеры.

При этом, в схеме могут быть ошибки и неточности, которые могут быть использованы против Вас же и на практике это не редкость.

Если Вы подпишите схему, оспорить ее будет весьма и весьма затруднительно, особенно, если (как обычно и бывает) она окажется в числе основных документов обвинительного материала, составленного против Вас.

В случае, когда при отказе от подписания любых документов ИДПС скажет вам нечно подобное: "Если не подпишите, то понятые подпишут и хуже будет" и любые прочие интрпретации данной фразы, ее следует вежжливо проигнорировать.

Давать показания и учинять свою подпись где-либо Вы тоже не обязаны. Такой обязанности на месте ДТП ни у кого из участников ДТП, произошедшего в РФ, возникать не может!

Вообще, обязанность что-либо объяснять возникает только в суде и только у лиц, официально признанных и привлеченных к участию в уголовном или гражданском деле в качестве: понятых, свидетелей, экспертов, специалистов.

На участников ДТП обязанность по даче объяснений, свидетельских показаний закон Не возлагает (51. ст. Конституции).

Для них это - право, а не обязанность. Этим правом на месте ДТП лучше всего Не пользоваться, т.к. участники ДТП, за редчайшим исключением, не могут юридически грамотно оценить обстоятельства ДТП и своими объяснениями, в абсолютном большинстве случаев, лишь свидетельствуют против себя самих, не ознавая данный факт!

Важно, что в рамках дела об АПН (в отличии от уголовных и гражданских) не существует уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В делах об АПН свидетели часто лгут настолько самозабвенно, насколько им позволяет воображение. Это явление следует учитывать, т.к. против него можно действовать вполне эффективно.

В завершении, еще один весьма важный момент.

Как минимум, в половине случаев, когда водитель считает, что именно он виноват в ДТП, он является либо вообще невиновной (потерпевшей) стороной, либо, виновен заведомо менее, чем на 100%, а конкретный % ответственности в РФ вправе установить только лишь суд.

Это ещё один веский довод в пользу того, чтобы вообще ничего не подписывать на месте ДТП.

Задач у участников ДТП всего четыре.

1. Сделать максимум из возможного для исключения вторичного ДТП.

2. Запечатлеть максимум подробностей о взаимном расположении автомобилей относительно оси (осей) проезжей части (частей), а таже, о средствах организации дорожного движения относящихся к рассматриваемому участку дороги (речь о дорожных знаках и разметке, как постоянных, так и временных, которые могут находиться на расстоянии до нескольких километров от места ДТП).

3. При наличии возможности, осуществлять видиозапись/звукозапись говоримого участниками ДТП, свидетелями, инспекторами ДПС (эта информация может быть весьма ценной - тем более ценой, чем меньше времени прошло от момента ДТП).

4. По возможности, записать и сохранить данные и контакты всех участников ДТП, вкллючая данные их автомобилей, а также, данные и контакты всех свидетелей.

Берегите себя и близки!

Будьте внимательны и осмотрительны на дорогах!

Ваши лайки и подписка отлично помогают нам в работе и поднимают настроение Вам самим (вы всегда можете отменить лайк и подписку, если ваше настроение вообще не улучшится после клика по "пальцу вверх")!

(Мы все пишем сами, на основании опыта коллектива - никаких нейросетей! По этому, в наших статьях только профессиональная информация и только человеческая речь).