Увы, не все дети могут похвастаться умением сосредоточиться на чем-либо. А потом и учителя жалуются, что на уроках постоянно отвлекается, и домашняя работа выполняется со скрипом (потому что постоянно находится более интересное дело).
Предлагаю пару простых, но очень интересных и действенных упражнений на развитие внимания. Речь пойдет о развитии произвольного внимания, то есть на умении ребенка концентрироваться на определенной задаче. Выполнять их нужно всего по 3-4 минуты в день. И уже за неделю вы увидите результат.
Упражнение “Проектор внимания”. Думаю, все знают такого персонажа, как Супермен. Одна из его особенностей — выпускаемые из глаз лучи. Здесь будет что-то похожее (но полностью безопасное для окружающих). Даем ребенку установку: “Представь, что у тебя из глаз выходят лучи и они подсвечивают только какую-то небольшую область. Все твое внимание сконцентрировано только в этой области. Все, что за ее пределами, ты не видишь. Концентрируйся только на том, что попадает в свет твоего “проектора”.
После этого начинаем игру. Ребенок направляется свои “лучи”, например, на руку, в “близкую зону”, после переводит взгляд куда-нибудь вдаль, например, на висящую на стене картину. Так чередуем близкую и дальнюю зону, переключаясь на различные объекты. Концентрироваться на каждом объекте долго не нужно, достаточно 15-20 секунд. Важно объяснить ребенку, что как только он начинает отвлекаться, он переключает свое внимание, чередуя “близко-далеко”. Задача ребенка — при каждом переключении замечать все больше деталей на объекте. То есть в первый раз он смотрит на руку, и замечает только наличие 5 пальцев и ладони, во второй “заход” уже можно рассмотреть линии на ладони, в третий - обратить внимание на узор на подушечках пальцев. Упражнение длится всего 1-1,5 минуты.
Упражнение “Мысленный экран”. Для него вам понадобится картинка, которую вы видите ниже.
Ребенок опять включает свои супер-лучи, с их помощью смотрит на картинку секунд 10-15 и отворачивается. В руках у него белый альбомный лист. И вот на этот импровизированный экран он мысленно проецирует то, что увидел. Дальше вы спрашиваете, например, “Какого цвета треугольник?” Ребенок смотрит на свой “экран” и “считывает” с него цвет треугольника. Не говорите ребенку, что от него потребуется, не просите запомнить цвета и формы. Дело именно в концентрации и мысленном переносе картинки. Это упражнение не на тренировку памяти, а именно внимания.
На это упражнение тоже уйдет не более 1-1,5 минут.
Занимаясь всего 3 минуты в день, вы поможете своему ребенку развить внимание. Удачи вам и вашим детям!