Найти в Дзене
Династия Цин

Почему этот китайский художник продается лучше, чем Ван Гог

Оглавление
Чжан Дацянь, может быть, и не на слуху на Западе, но в Китае - и на мировом арт-рынке в целом - он не уступает Уорхолу и Моне.

Мастер классической китайской живописи, который позже переосмыслил современное искусство на своей новой американской родине, работы Чжана охватывают работы от пейзажей тушью до абстракции. И хотя вездесущее сравнение с «Пикассо с Востока» вводит в заблуждение стилистически, оно, тем не менее, говорит о его способности выйти за рамки жанра - и о заоблачных ценах, которые сейчас стоят его картины.

В апреле, почти через 40 лет после его смерти, картина Чжана 1947 года «Пейзаж после Ван Симэна» стала его самой дорогой работой, когда-либо проданной на аукционе, за 47 миллионов долларов на Сотбис в Гонконге.

Это была лишь последняя из череды крупных продаж. Согласно ежегодному рейтингу, составляемому базой данных Artprice, работа художника принесла более 354 миллионов долларов на аукционе в 2016 году, что превышает сумму любого другого художника - живого или мертвого - в мире в том же году. В прошлом году он занял 6-е место в том же списке, опередив таких тяжеловесов рынка, как Винсент Ван Гог и Бэнкси.

     В апреле 1947 года картина «Пейзаж по Ван Симэну» стала самой дорогой картиной Чжан Дацяня, когда-либо проданной на аукционе. Credit: Sotheby's
В апреле 1947 года картина «Пейзаж по Ван Симэну» стала самой дорогой картиной Чжан Дацяня, когда-либо проданной на аукционе. Credit: Sotheby's

Это может быть только верхушкой айсберга, считает профессор искусства Университета Сан-Франциско Марк Джонсон.

«Произошла быстрая эскалация ценности, поскольку его гений получил более широкое признание»,

- сказал Джонсон, который был одним из кураторов выставки работ Чжана в 2019 году в Музее азиатского искусства в Сан-Франциско, в телефонном интервью. «Я думаю, что цены скоро удвоятся», - добавил он, заявив, что «незнание» западных музеев и коллекционеров о Чжане удерживает цены на «относительно низком уровне».

«Нет никаких сомнений в том, что Чжан Дацянь - один из самых важных художников 20-го века. Его работы отсылали к мировой культуре и в то же время были глубоко укоренены в китайской классической культуре», - сказал Джонсон, назвав его «первым по-настоящему глобальным художником» китайской школы».

Между строк

Родившийся в Сычуани, на юго-западе Китая, на рубеже 20-го века, Чжан (чье имя также латинизируется как Чанг Дай-чиен) с юных лет был выдающимся талантом. Наученный рисованию своей матерью, он утверждал, что в подростковом возрасте был схвачен бандитами и изучал поэзию по их украденным книгам.

Изучив окрашивание текстиля и ткачество в Японии, он обучался у известных каллиграфов и художников Цзэн Си и Ли Жуйцина в Шанхае. Копирование классических китайских шедевров было основой его образования, и Чжан научился искусно копировать великих художников династий Мин и Цин (а позже стал высококвалифицированным фальсификатором).

     Китайский художник Чжан Дацянь у галереи Гросвенор в Лондоне, 10 августа 1965 года. Credit: Rolls Press/Popperfoto/Getty Images
Китайский художник Чжан Дацянь у галереи Гросвенор в Лондоне, 10 августа 1965 года. Credit: Rolls Press/Popperfoto/Getty Images

Он сделал себе имя как художник в 1930-х годах, прежде чем потратить два года на изучение и кропотливое копирование красочных буддийских наскальных росписей в Дуньхуане, провинция Ганьсу. Этот опыт оказал глубокое влияние на его искусство.

По словам Джонсона, помимо оттачивания своих навыков фигуративной живописи, Чжан вскоре начал использовать более широкий спектр роскошных цветов в своих работах, возродив их популярность в китайском искусстве «практически в одиночку».

«Это произвело революцию в потенциале классической китайской живописи, потому что раскрыло эту невероятно роскошную, богатую и чувственную палитру, от которой отказались ради более сухого или более научного взгляда», - сказал Джонсон.

     Висячий свиток, нарисованный тушью, под названием «Пьяный танец» (1943 г.), более раннее фигуративное произведение, созданное Чжаном, когда он еще жил в Китае. Credit: Museum Associates/Los Angeles County Museum of Art
Висячий свиток, нарисованный тушью, под названием «Пьяный танец» (1943 г.), более раннее фигуративное произведение, созданное Чжаном, когда он еще жил в Китае. Credit: Museum Associates/Los Angeles County Museum of Art

Но в то время как практика Чжана была основана на китайских традициях, восхождение коммунизма в 1949 году поставило его в противоречие со своей родиной. В частности, по словам Джонсона, художнику не нравилось пренебрежительное отношение нового правительства к древней культуре, которое председатель Мао Цзэдун рассматривал как препятствие на пути экономического прогресса.

«(Чжан) был настолько погружен в совершенно иное понимание китайской культуры, которое уходит своими корнями в эту великую классическую живопись», - сказал Джонсон. «А коммунистическая революция ценила совсем другое искусство».

Чжан, как и многие другие художники, покинул Китай в начале 1950-х, живя в Аргентине и Бразилии, прежде чем поселиться в Кармел-бай-зе-Си, Калифорния.

В 1956 году он, как известно, встретился и обменялся картинами с Пикассо в Париже, момент, описанный в прессе как великая встреча между Востоком и Западом.

Когда Пикассо попросил Чжана раскритиковать некоторые из его работ в китайском стиле, последний дипломатично предположил, что у испанского мастера нет нужных инструментов, и позже подарил ему набор китайских кистей.

Новая жизнь Чжана за границей не только открыла его для более широких художественных влияний, но и ознаменовала наиболее важный стилистический сдвиг в его карьере: новый абстрактный стиль, получивший название «покай» или «раскрашенные брызги».

Этот сдвиг также был отчасти результатом ухудшения зрения. Из-за диабета ухудшающееся зрение Чжана мешало ему различать мелкие детали. Фигуративные формы и определенная манера письма были заменены завихрениями цвета и глубокими чернильными пятнами. Горы, деревья и реки все еще присутствовали, но их очертания были лишь намеками, переданными плавными линиями и нечеткими формами, как будто туман опустился на перспективу.

Чжан утверждал, что его подход основан на китайской традиции. Обычно его можно увидеть в длинных одеждах и с развевающейся белой бородой - даже спустя десятилетия после переезда в США - он приписывал свой новый стиль древнему художнику Ван Мо. Но было ясно, что Чжан был, по крайней мере, частично вдохновлен американскими художниками-абстракционистами, такими как Джексон, Поллок и Виллем де Кунинг.

Возьмем картину 1968 года «Туман на рассвете», которая в прошлом году была продана почти за 215 миллионов гонконгских долларов (27 миллионов долларов): несмотря на то, что она безошибочно основана на традиционных пейзажах, насыщенные цвета и фактурные формы ясно говорят о современной западной эстетике.

«Вы не можете отрицать тот факт, что он был там, в Америке, в 60-х», - сказала по видеосвязи Кармен Ип, глава отдела изобразительных китайских картин "Сотбис Азия". «Поэтому он, должно быть, каким-то образом был вдохновлен абстрактным экспрессионизмом. Но для него это также был способ иметь отношение к истории китайской живописи».

Новое поколение коллекционеров.

Способность Чжана соединять Восток и Запад помогает объяснить популярность его работ, которые хранятся в таких учреждениях, как Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Музей изящных искусств в Бостоне. Но стремительный рост его рыночной стоимости за последнее десятилетие совпал со взрывом покупательной способности Китая.

Около двух десятилетий назад Китай контролировал лишь 1% мирового арт-рынка. Чжан занял лишь 80-е место в вышеупомянутом рейтинге Artprice в 2002 году, заработав менее 5 миллионов долларов на мировых аукционах. Однако теперь Китай является вторым по величине арт-рынком в мире после США, согласно отчету Art Basel и UBS о глобальном арт-рынке за 2022 год.

По словам Ип, которая наблюдала за несколькими продажами работ Чжана, спрос на его картины в значительной степени обусловлен китайскими покупателями, которые теперь имеют «более зрелые» коллекционерские привычки. «Они понимают качество работы», - сказала она.

     Одна из более поздних абстрактных работ Чжана под названием «Гора в летних облаках» (1970). Credit: Asian Art Museum
Одна из более поздних абстрактных работ Чжана под названием «Гора в летних облаках» (1970). Credit: Asian Art Museum

«Музеи в Китае собирали (картины Чжана) довольно активно в последние несколько лет», - добавила Ип. «Но большая часть рынка находится в частных руках».

Сотбис отказался сообщить, кто именно приобрел «Пейзаж по Ван Симэну» за рекордную сумму апрельском аукционе, подтвердив только, что он достался частному покупателю из Азии. Но Ип сказала, что интерес к продаже в основном исходил от китайских коллекционеров как внутри страны, так и за ее пределами.

Однако удивительным в апрельской продаже была не только цена, которая превысила 370 миллионов гонконгских долларов (или 47 миллионов долларов, что более чем в пять раз превышает первоначальную оценку), но и тип картины, которая побила рекорд. По словам Ипа, исторически именно более поздние абстрактные работы Чжана, а не его более традиционные картины, сделанные в Китае, привлекали самые большие суммы.

«Результаты стали неожиданностью и для нас», - сказала Ип. «Если вы посмотрите на цены, которые достигли уровня 200 миллионов (гонконгских долларов, или 25 миллионов долларов), то это, как правило, всплеск. Так что мы никак не ожидали этого».

Искренняя форма лести

Тем не менее, «Пейзаж по Ван Симэну» во многом типичен для творчества Чжана. Как следует из названия, картина представляет собой современный взгляд на шедевр художника XII века Ван Симэна «Тысяча ли рек и гор».

Точно воссоздав элементы оригинала, Чжан продемонстрировал свое мастерство китайского канона. Но, добавив крупинки золотого пигмента, он придал работе новое качество роскоши.

«Он смог возвысить (оригинал); он бросил ему вызов… он преобразовал элементы картины, что выводит ее на совершенно новый уровень», - сказала Ип.

     Картина Чжан Дацяня «Отшельник в летних горах», выставленная на аукционе Сотбис в Гонконге в 2011 году. Чжан подарил шестипанельный экран своей дочери в качестве свадебного подарка. Credit: Kin Cheung/AP
Картина Чжан Дацяня «Отшельник в летних горах», выставленная на аукционе Сотбис в Гонконге в 2011 году. Чжан подарил шестипанельный экран своей дочери в качестве свадебного подарка. Credit: Kin Cheung/AP

«Он не просто рисует или подражает - он учится у этих древних художников или мастеров. У него отличная память, а его манера письма превосходна и искусна, поэтому он может преобразовывать их».

Таким образом Чжан часто отдавал дань уважения традиционным работам. Но его классическое образование сделало его настолько искусным в копировании, что копии, которые он производил и продавал при жизни, часто принимались за оригиналы. Произведения, когда-то приписываемые мастерам 17-го века, таким как Бада Шанрен и Шитао, оказались его работой. По словам Джонсона, Чжан даже посетил выставку картин Шитао в 1960-х годах только для того, чтобы показать на открытии симпозиума, что он нарисовал некоторые из представленных произведений искусства.

Джонсон утверждает, что Чжан не собирался обманывать. Ему нравилось бросать вызов, и он часто скрывал в своих подделках шутливые надписи, намекающие на обман.

«Я был другом нескольких человек, которые знали его лично, - сказал Джонсон, - и они сказали, что он просто любил брать перо или кисть и просто начинать набрасывать эти шедевры классического китайского искусства, которые он прекрасно помнил».

"Гнусно ли это? Или это часть сверхсложной игры по идентификации предмета искусства?", добавляет Джонсон.

Перевод. Оригинал: Why this Chinese artist is outselling Van Gogh by Oscar Holland for CNN