Найти тему

Как экспонаты попадают в музей. Часть 2. Дары В. Я. Ситникова (продолжение)

В собрании древностей художника В.Я. Ситникова были и иконы, и медное литье, и старообрядческие книги. Переданная по его желанию в Музей имени Андрея Рублева икона Христа Вседержителя является шедевром древнерусского искусства. Среди остальных икон коллекции В.Я.Ситникова, поступивших в музей, большого внимания заслуживают такие произведения, как «Христос Вседержитель» XV в., созданная, возможно, ростовским мастером, и монументальный образ «Апостолы Петр и Павел в молении Богоматери Знамение» третьей четверти XVI века.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ В МОЛЕНИИ БОГОМАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ. Третья четверть XVI в. Новгород. Дерево, левкас, темпера. 108x78 см. КП 2120. Дар В. Я.Ситникова. 1976 г. Фото до и после реставрации. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ В МОЛЕНИИ БОГОМАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ. Третья четверть XVI в. Новгород. Дерево, левкас, темпера. 108x78 см. КП 2120. Дар В. Я.Ситникова. 1976 г. Фото до и после реставрации. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Парные изображения апостолов Петра и Павла принадлежат к числу распространенных на Руси с древнейших времен. Много их было и в Новгороде, где к XVI в. насчитывалось не менее шести посвященных этим святым престолов. На представленной иконе апостол Петр (слева) держит развернутый вверх белый свиток, со следами текста в четвертой сверху строке: ЦРЬКВЬ, — позволяющими считать утраченный текст традиционным для изображений этого апостола: «Ты еси Петр и на сем камени созижду церковь мою...» (Мф. 16: 18). Апостол Павел держит закрытую книгу. Лики и взоры апостолов обращены к сегменту неба с изображением Богоматери Воплощение. Связи между апостолами и венчающим изображением близки к соотношениям в пророческом ярусе иконостаса, традиционным средником которого была икона «Богоматерь Воплощение». Образ предначертанного в Ветхом Завете Боговоплощения соединился в одной иконе с образом его свершения, т. е. создания воплотившимся Христом земной церкви в лице Петра, камня веры, и Павла, носителя премудрости.

К первой половине 17 столетия относится подаренная В.Я. Ситниковым икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская», которую отличает редкое в данной иконографии изображение крупной живописной короны, украшающей голову Девы Марии.

Богоматерь Смоленская. Первая половина XVII века. Дерево, левкас, темпера. 75,5×56,0 см. КП 2153. Дар В.Я. Ситникова. 1976 г. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
Богоматерь Смоленская. Первая половина XVII века. Дерево, левкас, темпера. 75,5×56,0 см. КП 2153. Дар В.Я. Ситникова. 1976 г. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Через много лет после смерти В.Я. Ситникова его сестра Тамара Яковлевна, памятуя об особой любви брата к Музею имени Андрея Рублева и поддерживая с его сотрудниками добрые отношения, завещала Музею икону «Владимирская Богоматерь», написанную около 1803 г. Как и образ Христа Вседержителя XIII века, икона является частью постоянной экспозиции музея.

Значительным вкладом в музейный фонд стала и коллекция медного литья XVI — начала XX века В.Я. Ситникова. Здесь можно прежде всего выделить два памятника древнерусской пластики XVI в. Один из них представляет собой средник трехстворчатого складня-змеевика киотчатой формы.

Средник складня-змеевика «Богоматерь Одигитрия – Чудо великомученика Феодора о змие». XVI век. Медный сплав, литье. 5,2×4,4×0,8 см. КП 2673. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Средник складня-змеевика «Богоматерь Одигитрия – Чудо великомученика Феодора о змие». XVI век. Медный сплав, литье. 5,2×4,4×0,8 см. КП 2673. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева

На лицевой стороне изображена Богоматерь с Младенцем, а на оборотной — змеевидная композиция в круге и святой Феодор Тирон с копьем, поражающий змия. Иконография этого сюжета сложилась на основе апокрифического сказания о святом Феодоре, освободившем свою мать. Изображение подобной композиции на складнях-змеевиках получило распространение в новгородском искусстве, начиная с XIV в. Подобный древний складень стал образцом для повторения в XVI в.

Образ святого Никиты, известный также по апокрифическому сказанию, получил широкое распространение в произведениях древнерусской мелкой пластики из камня, дерева и металла. К редким памятникам медного литья XVI в. относится нагрудная икона с изображением святого великомученика Никиты, побивающего беса. Центральное изображение представлено в обрамлении рельефного текста молитвы святому-демоноборцу.

Великомученик Никита. XIX век. Медь, литье. 4,6×3,9×0,2 см.
КП 2674. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
Великомученик Никита. XIX век. Медь, литье. 4,6×3,9×0,2 см. КП 2674. Дар В.Я. Ситникова. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Составлявшие основу коллекции В.Я. Ситникова меднолитые иконы, кресты и складни происходят из разных старообрядческих мастерских XVIII — начала XX в. Яркая цветовая гамма эмалей и высокое качество литья отличают произведения московских мастеров-литейщиков второй половины XIX — начала XX в.

О других дарах и дарителях мы расскажем в следующей части.

___

Как экспонаты попадают в музей. Дары и дарители. Часть 1.

Как экспонаты попадают в музей. Часть 2. Дары В. Я. Ситникова

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!