Не часто бывает, когда крайне непопулярные технические решения являются эффективными. Зачастую - это просто конструкторские поиски, которые остаются на полках для не частого использования.
Привет всем, кто подписан на канал и тем, кто только собирается это сделать. Сегодня речь пойдет о самом необычном танке, который до сих пор стоит на вооружении.
S-Tank
Это одно из неофициальных названий шведского Strv 103, который по праву носит звание самого необычного, если не сказать, странного танка.
Экскурс в историю
Как обычно история создания новых танков начинается в 50-х годах. Именно в то время многие страны задумались о том, что их настиг танковый голод. Все дружно кинулись создавать свои тяжелые боевые машины или покупать у союзников. Швеция не стала исключением и пошла по легкому пути. Решили они купить танки у Британии. Выбор пал на "Центурион Мк3".
В 1953 году первые танки поступили на службу шведской армии. Самое интересное, что эти танки не вписывались в технические требования от слова "совсем". Шведы хотели что-то массой до 30 тонн, довольно скоростное, с низким силуэтом и пушкой 105-120 мм.
Получили монстра массой 50 тонн, высотой 3 метра с "максималкой" в скромные 35 км/ч. Как так вышло - вопрос открытый. Возможно дело в "откатах". Ну, а что? Шведы тоже люди.
Несмотря на то, что "Центурионы" появились в войсках, шведские инженеры не переставали работать над собственной разработкой, которая бы соответствовала техническим требованиям. Конструкторы создали танк под обозначением KRV, вот только так и не смогли дождаться на него ни башни, ни вооружения. Чиновники от оборонки все никак не могли определиться, что же им все-таки нужно. Проект встал.
Куратор проекта KRV, Свен Берге не успокаивался и всеми способами хотел показать, что можно создать танк с не большой массой, высокой маневренностью и достаточной бронезащитой. Как сократить массу? Правильно - отказаться от того, что является лишним. Ничего более лишнего, чем башня, Берге не нашел. И создал вот это...
Конструкция
Роль башни выполняет сам танк. Наведение орудия по горизонту осуществляется поворотом танка, а по вертикали - наклоном или подъемом, за счет оригинальной конструкции подвески.
Преимущества танка не оспорить. Малая масса, высокая подвижность, низкий силуэт, защищенность и вооружение на уровне обычных экземпляров. Для того, чтобы концепция работала - еще и автомат заряжания необходим, чего нет у некоторых современных танков.
Естественно, что боезапас и автомат заряжания находился сзади, а двигатель спереди, что тоже является необычным решением для танков. Ах, да, двигателей два. Дизельный и газотурбинный.
Еще одно необычное решение - водоходное оборудование. Это коробчатая конструкция, устанавливаемая поверх танка.
Помимо этого, для увеличения живучести танка, использовали верхние бронелисты с "гребенкой". Испытания показали, что она довольно эффективно работает.
Еще одно необычное решение - противокумулятивные экраны спереди и сзади. Это оригинальная конструкция, которую даже засекретили, вплоть до 90 годов. По сути- штыри, которые вставляются в корпус танка.
Компоновка танка Strv 103
Характеристики
- Масса от 39,7 до 42,5 тонн
- Экипаж 3 человека
- Длина с пушкой 8990 мм.
- Ширина 3,8 м.
- Высота 2140 мм
- Калибр пушки - 105 мм
- Длина 62 калибра
- Тип пушки - нарезная
- Количество выстрелов - 50
- Три пулемета 7,62
- Суммарная мощность двигателей - 510 л.с.
- Макс. скорость - 50 км/ч
- Плавучесть - положительная (с подготовкой)
Минусы
Большинство из них связаны с неординарной конструкцией танка.
Во-первых - шасси. Если оно повреждено или выведено из строя - танк превращается в легкую мишень, так-как теряет возможность наведения орудия.
Во-вторых - необходимость поворота всего танка для наведения заставляет подставлять борта.
В-третьих - сложность в наблюдении за полем боя. Башней покрутить не получится.
В-четвертых - двойная силовая установка не отличалась надежностью.
Ну и в-пятых - стоимость. Так вышел очень дорогим.
Несмотря на это - шведский Strv 103 - это пример того, что даже самые не популярные решения могут быть воплощены в жизнь и при этом довольно эффективно. Свой след в истории эта машина оставила навсегда.