Саша и Петя не говорят, и не понимают обращённую речь.
В связи с этим есть и сопутствующие нарушения:
- нарушение контакта;
- снижение познавательной активности;
- с трудом формируются социальные навыки.
Сашу привела мама в 2,5 года. Уже год он в коррекции. Сейчас ему 3,5 года.
Пете сейчас тоже 3,5 года. И он никогда в коррекции не был. Его однажды привели на диагностику, но в дальнейшем занятий так и не случилось. Родители посчитали, что пройдёт само. Заговорит. И он действительно заговорил. Но что же не так?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте я расскажу, как изменился за этот год Саша.
- Сформировано понимание "Я-ты". На вопросы: «Кто молодец? Кто это сделал? Кто теперь бросает? И т.п.» ребёнок показывает на себя жестом и отвечает: «Я».
Показывает на себя - называет своё имя, показывает на меня - называет моё имя.
- Повышена саморегуляция: ребёнок способен затормозить собственное действие при сигнале «Стоп» в "Стоп-играх", способен ждать сигнала в "Старт-играх".
Как это влияет на повседневную жизнь?
Очень даже влияет на поведение ребёнка в целом. Теперь с ним можно договориться, он понимает слово «Нет» и не впадает при этом в истерику, может ждать.
- Ребёнок начал участвовать в утренниках в детском саду, до этого только кричал или лежал на полу.
- Интересуется новыми пособиями и игрушками, до этого всё швырял и ложился на пол. С удовольствием принимает предложенные активности и радуется, когда его хвалят.
- Сам предлагает во что-то поиграть, делится со мной игрушками.
- С удовольствием бежит в кабинет на занятие, а затем к маме после занятия с фразой: «Пошли к маме!». Обнимает маму.
- Понимание речи однозначно улучшилось, многие инструкции ребёнок уже понимает без жестового подкрепления. До этого всё приходилось показывать или делать руками ребёнка.
- С речью нам ещё работать и работать, конечно, но многие слова, фразы ребёнок уже произносит и использует речь по назначению в диалоге с другими.
- Плюс моторная сфера, там дефициты тоже были. Но теперь ребёнок более ловкий, устойчивый, координированный.
А что же Петя?
- Для него все женщины вокруг - мамы. Он так нас и называет.
- Он не понимает, что он – Петя, а я – Наташа. Он похлопает себя по груди и скажет: «Я - Наташа», потому что просто повторит за мной жест и слово.
- Любое «Нет» вызывает истерику.
- В целом, поведение ребёнка можно назвать «полевым», он действует только в рамках собственных интересов, которые очень ограничены.
- В мероприятиях с другими детьми в детском саду участия не принимает.
- Да, речевой продукции стало много, он может повторять слова и даже фразы, но эта речь эхолаличная, т.е. механическое повторение, не осмысленное.
- Абсолютно точно, речь ребёнок всё также не понимает.
Все вокруг очень радуются и говорят «Петя заговорил».
А я смотрю, всё понимаю и мне не сильно радостно…Без регулярных занятий здесь не радужные прогнозы. Ребёнок с каждым годом всё больше и больше будет отставать интеллектуально.
Но изменить, к сожалению, я ничего не могу. Это выбор и ответственность родителей…
❗ Если вы заподозрили, что ребёнок не в полной степени понимает речь, обязательно покажите его специалисту (логопеду/нейропсихологу), чтобы выявить причину непонимания ❗