Каждый школьник знает, что повторы в тексте - это плохо, это ошибка! Безжалостная красная ручка в руке учителя обозначает их зловещей буквой "Р" на полях... Всегда ли повторы - это отражение речевой некомпетентности пишущего? Можно ли их избежать? И нужно ли?
Если мы говорим о неумении подбирать синонимы, то, вероятно, повтор - это речевая ошибка. Если забываем о личных местоимениях, которые способны не только связать предложения в тексте, но и заменить повторяющиеся существительные, то тоже допускаем ошибку.
По-детски неумелым будет выглядеть текст, где из раза в раз повторяются одни и те же слова. ⤵️
• Журнал выпускается раз в месяц. Я покупаю журнал в киоске. Купив журнал, я сразу же открываю любимую страницу с кроссвордом.
(Журнал выпускается раз в месяц. Я покупаю его в киоске и сразу же открываю любимую страницу с кроссвордом).
Помимо неоправданного использования в тексте одних и тех же слов, надоедливо мелькающих то тут, то там, существует ещё один способ допустить речевую ошибку ⤵️
⚡️Тавтология - это НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ в одном предложении ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ.
Причиной тавтологии является скудный словарный запас или просто невнимательность пишущего ⤵️
• В рассказе А.П. Чехова рассказывается...
• Предметы следует сгруппировать по группам.
• Что значит значение данного слова?
А ведь надо было проявить лишь немного речевой бдительности... ⤵️
• В рассказе А.П. Чехова повествуется/ речь идёт о...
• Предметы следует сгруппировать.
• Что означает данное слово? (Каково значение данного слова?)
Иногда, правда, сложно или почти невозможно избежать тавтологии. Даже литературные редакторы это признают. Например, причиной может стать отсутствие синонима!
• закрыть крышкой
• буду варить варенье
⚡️Необходимость использования специальной лексики тоже может стать причиной тавтологии.
• бригадир второй бригады
• Электрик проверит исправность всех электроприборов.
⚡️В текстах научного и официально-делового стиля возможность использования синонимов минимальна из-за наличия терминов, специальной лексики, а также точности подачи информации, отсутствия образности. Это, в свою очередь, становится причиной вынужденных повторов.
_______________
Но бывает и так, что повтор слова вовсе не показатель речевого однообразия, а ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ. То есть автор НАМЕРЕННО использует в небольшом текстовом отрезке вовторяющиеся слова или даже словосочетания. Зачем? Чтобы подчеркнуть, особо выделить какую-либо мысль. Внимание читателя обычно приковано к повторяющемуся слову.
Исследователи выделяют несколько видов лексических/речевых повторов ⤵️
Так или иначе, мы имеем дело со средством речевой выразительности❗️⤵️
Или ещё примеры:⤵️
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
(Ф. Тютчев)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, жлала природа.
Снег выпал только в январе...
(А.С. Пушкин)
Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся причёски, прелестны грациозные лёгкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своём оживлении...
(Л. Толстой)
__________________
Меня ученики часто спрашивают о том, могут ли они в сочинении использовать повторы. Ответ очевиден: смотря о каких повторах идёт речь.⤵️
Повтор как средство речевой выразительности - одна история, а случайный речевой "ляп" - другая.
_______________