Найти в Дзене
С чего вы это взяли?

Звали ли Ивана Васильевича Иваном? Ч.2 Письма к царю

Продолжаю цикл статей с физическими свидетельствами обращения к Ивану Грозному по имени и отчеству. В прошлый раз я показывал письма самого Ивана Васильевича. Сегодня я покажу письма от иностранных государей к Ивану Грозному с обращением к нему. В этом письме один из самых могущественных правителей Европы Карл V, император Священной Римской империи, король Кастилии и Арагона и герцог Нидерландов обращается к своему восьмилетнему коллеге, как к светлейшему государю Иоанну сыну Василия, великому князю Русскому. При этом самого себя он называет Карлом, божьей милостью императором Христиан, Римлян и пр. Carolus, divina favante clementia Christianorum et Romanorum Imperator etc. Serenissimo ac potentissimo principi domino Ioanni filio Basilii magno duci Russiae То есть этот документ прямо опровергает теорию Председателя о том, что Иоаннис Базилеус - это титул, означающий Божьей милостью. В реальности на латыни он как раз звучал как divina favante. К Ивану же, будущему Грозному, император об
Оглавление

Продолжаю цикл статей с физическими свидетельствами обращения к Ивану Грозному по имени и отчеству. В прошлый раз я показывал письма самого Ивана Васильевича. Сегодня я покажу письма от иностранных государей к Ивану Грозному с обращением к нему.

Письмо Карла V Ивану IV, 1538

Письмо Карла V Ивану IV, 27 июня 1538, сборник Дипломатическая переписка Ивана Грозного (1533-1584), стр. 30
Письмо Карла V Ивану IV, 27 июня 1538, сборник Дипломатическая переписка Ивана Грозного (1533-1584), стр. 30

В этом письме один из самых могущественных правителей Европы Карл V, император Священной Римской империи, король Кастилии и Арагона и герцог Нидерландов обращается к своему восьмилетнему коллеге, как к светлейшему государю Иоанну сыну Василия, великому князю Русскому. При этом самого себя он называет Карлом, божьей милостью императором Христиан, Римлян и пр.

Carolus, divina favante clementia Christianorum et Romanorum Imperator etc. Serenissimo ac potentissimo principi domino Ioanni filio Basilii magno duci Russiae

То есть этот документ прямо опровергает теорию Председателя о том, что Иоаннис Базилеус - это титул, означающий Божьей милостью. В реальности на латыни он как раз звучал как divina favante. К Ивану же, будущему Грозному, император обращается по имени отчеству - Иван, сын Василия, великий князь Русский.

Письмо Папы Пия IV - Ивану IV, 1561

Письмо Папы Пия IV - Ивану IV, 13 апреля 1561, сборник Дипломатическая переписка Ивана Грозного (1533-1584), стр. 439
Письмо Папы Пия IV - Ивану IV, 13 апреля 1561, сборник Дипломатическая переписка Ивана Грозного (1533-1584), стр. 439

Римский папа совершенно в пасторской манере обращается к царю:

Charissimo in Christo filio nostro Ioanni Basilii Magno Moscoviae Duci
Возлюбленный во Христе сын наш Иоанн Василий Великий князь Московский

И обращение такое понятно, ведь в этом письме папа Пий приглашал Ивана Грозного на Тридентский собор.

Большая челобитная Ивана Пересветова

Много раз имя царя встречается и в большой челобитной Пересветова, где он рассказывает обо всех своих злоключениях, о том как восхищаются царём другие государи, а так же приводит некоторые исторические аналогии из истории Византии.

Государю благовѣрному царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии бьет челом холоп твой государевъ, выежжей из Литвы Ивашко, Семенов сынъ, Пересвѣтов. И вывез есми, государь, тебѣ речи, государю, изо многих королествъ и от Петра, волоского воеводы, и дѣла твоя царьския. И тѣ, государь, рѣчи и дѣла легли в казнѣ твоей государеве, а меня, холопа своего, за тѣ рѣчи и дѣла вѣлѣлъ горазда пожаловати. А тѣ, государь, рѣчи и дѣла и до сѣхъ мѣстъ пред тобою государемъ не бывали. Ино, государь, противен пред тобою, государемъ, а дѣла твои, государь, у меня службы моей.

С точки зрения изучения имён любопытно как соседствуют в челобитной две формы одного имени: князь Иван Васильевич всеа Русии и подобострастное - Ивашко Семенов сынъ.

Далее по тексту Пересветов, который кстати, выводил свой род от Александра Пересвета, вновь называет царя по имени и отчеству.

А тако говорит Петръ, волоский воевода: «Знаменуется в мудрых книгах, пишут философи и дохтуры о благовѣрном великом царѣ руском и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии, что будет у него во царьстве таковая великая мудрость и правда неправедным судьямъ от его мудрости великия, от Бога прироженныя».

По-моему, тут совершенно очевидно то, что Иван Васильевич именно имя и отчество, а никак не титул. Иначе не многовато ли их?

И раз уж мы заговорили о другой форме имени Иван, то не лишним будет посмотреть и на документы, где фигурируют другие Иваны, совершенно не царского рода.

Итак, как вы видите, другие люди, включая германского императора и Папу Римского, обращались к царю по имени отчеству - Иоанн, сын Василия. Никакого отношения к титулу они совершенно очевидно не имеют.

Спасибо тем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и обязательно оставляйте комментарии - это всё показывает, что вам небезразлично то, о чём я пишу. А ещё в Дзене недавно появился колокольчик. Так что включите его обязательно - так вы не пропустите новые статьи, ведь Дзен показывает их, увы, не всем.

А также читайте мои статьи на канале Клуб Рационалистов.

Клуб Рационалистов | Дзен

Полная версия статьи с большим числом писем Ивана Грозного доступна для премиум-подписчиков. А следующая часть с письмами к самому царю через несколько дней. Покупайте подписку, это даст мне дополнительный стимул копаться.

Звали ли Ивана Васильевича Иваном?
С чего вы это взяли?6 марта

По той же теме