Педагогика, особенно в сфере формирования мышления и реализации замыслов, — территория для тех, кто умеет соединять аналитическую строгость с творческой смелостью. Это не путь для ранимых душ, а лаборатория для тех, кто готов проектировать образовательный опыт, как дизайнер — пользовательский интерфейс, пытаясь найти баланс между интересами студентов, деловыми целями школы и собственным пониманием педагога о том, как выглядит максимально эффективный и короткий путь к знаниям и умениям, необходимым для профессионального успеха.
Быть учителем мышления — значит:
— Создавать «душевный климат» через призму UX-подхода: изучать «боли» учеников, их жизненные контексты и сложившиеся ментальные паттерны; проектировать уроки в рамках этапов student journey, где каждая точка контакта — шаг к преодолению когнитивных барьеров, страхов, а иногда иллюзии всезнания.
— Быть фасилитатором, а не лектором: вести группу по точному маршруту, но с гибкостью, где сомнения не только разрешаются, но и поощряются, превращая их в гипотезы, а ошибки — в итерации для оптимизации теории и практики.
— Прорываться не только через «пустыню незнания», но и через ошибочное впечатление наличия знаний. Здесь ложные убеждения и ощущение собственной компетентности у учащихся (и даже преподавателей!) — как баги в системе. Задача преподавателя запустить «отладку» мышления через беспристрастный критический анализ. И параллельно с этим осуществлять оптимизацию и переосмысление методологии проектирования, фокусируясь на ценностях человекоцентричного подхода. Только так «юикс» со временем может стать точной наукой, а не пёстрым набором интуитивных принципов.
Общественные стереотипы годами сеют миф, что, якобы, учитель — это «неудачник», который, не сумев покорить вершины «большого успеха», транслирует ученикам полуправду или бесполезные догмы. Мол, «не умеет, но учит» — и этот нарратив тиражируется. При этом упорно игнорируется подвиг сотен педагогов, для которых преподавание — не столько работа, сколько дело, сложный симбиоз страсти и призвания. Их счастье — в диалоге с теми, кто готов учиться; их сила — во взаимности, когда любовь к истине зажигает ответный огонь в учениках.
Настоящий педагог в нашей сфере — стратег невидимого фронта. Он не гонится за «красочным успехом», потому что его KPI — не горы выданных дипломов или сумма международных грантов, а «вау-эффекты» в глазах учеников, открывших для себя новые UX-миры, и высокая оценка работодателей, принявших выпускников. Его инструменты — не устаревшие шаблоны, а занятия, спроектированные с разными механиками и принципами, выстроенными на основе исследований методов передачи UX-знаний и сложного процесса формирования UX-навыков. В этом смысле UX-педагог превращается в UX-исследователя, который через интервью, карты эмпатии, моделирование персон и тестирование подходов ищет проблемные точки учебного процесса.
Педагог-исследователь одержим жаждой познания: он дробит абстракции на гипотезы, находит второе дно в казалось бы известных вещах, превращает идеи в прототипы решений, а обратную связь — в инсайты. Его энергия — это желание не просто передать знание, а запустить в учениках цикл «спроектируй-проверь-скорректируй», где смелое воображение работает в контакте со здоровым скепсисом.
Учитель UX-мышления — это:
✔️ Архитектор ментальных моделей, который не боится «перепрошивать» шаблонное восприятие.
✔️ Дизайнер образовательных экспериментов, где каждая лекция или мастерская — это usability-тест для идей преподавания.
✔️ Адвокат человекоориентированного подхода, который знает: даже самый блестящий концепт мертв без понимания аудитории.
✔️ Проводник интеллектуальной дисциплины, опирающейся на рациональность и практическую мудрость. Он учит объективно оценивать концепции, преодолевать когнитивные искажения и деконструировать заблуждения.
✔️ Тренер по борьбе с «двойным невежеством», где важно не только накапливать знания, но и осознавать границы своей компетентности, избегая иллюзии всепонимания.
Его сила — в равновесии между холодной аналитикой и горячей вовлеченностью. Он не раним и готов к обоснованным возражениям, ведь они — признаки интеллекта и смелого мышления, которое мы стремимся развивать на занятиях по UX-дизайну. А спокоен он потому, что отрицает саму возможность окончательной и завершённой мудрости. Его класс — не аудитория, а стартап, где рождаются проекты, ломающие статус-кво и меняющие отрасли.
P.S. Десятки таких педагогов уже переписывают код образования, адаптируя метод Сократа по поиску истины в диалоге к цифровой эпохе. Их счастье — не в признании, а в моменте, когда ученик говорит: «Я многое узнал. При этом я познал, как на самом деле далеко простираются Знания. И, самое главное, теперь ЗНАЮ, как их исследовать самому».
Коллеги, учитесь учиться и учитесь учить! Всем успехов в этом нелёгком деле. Всем добра!
---------------------------------------------------------
Меня зовут Роман Черных, я руковожу Русской Школой Сервисного Дизайна и преподаю User Experience Research&Design. Подробнее про меня здесь. Благодарю, что ознакомились с манифестом преподавания искусства мышления и воплощения идей через призму UX-подхода. Статья написана на основании суммированного анализа взглядов, разработанных практик, тезисов выступлений, педагогических и творческих подходов наших отечественных преподавателей науки человекоориентированного проектирования. В национальной школе UX-дизайна нередко встречаются звезды международного класса. Гордимся, коллеги, работать с вами на одном профессиональном поприще!
Будем с коллегами рады услышать вашу точку зрения – дополнения или аргументированные возражения, в комментариях. Если вас интересует тема человекоориентированного проектирования и исследований, приходите к нам, в телеграм-чат Русской Школы Сервисного Дизайна.
Так же мы проводим большие учебные программы по тематикам User Experience Research&Design&ProductOwnership. Со студентами говорим о тонких моментах творчества UX/UI-дизайнеров и исследователей, при этом параллельно глубоко прокачиваем искусство мышления и поиска вариантов решения задачи. Ближайшее событие – Осенняя UX-программа, которая пройдет с 20 по 31 октября 2025 в дневное время в онлайн. Присоединяйтесь!
Если вы или ваши коллеги:
- хотите учиться по нашей авторской методологии на групповых занятиях, в индивидуальном или корпоративном формате по темам UX Research&Design&ProductOwnership
- хотите нанять действительно сильных UX-исследователей/дизайнеров
- организуете мероприятие, где требуется спикерская поддержка специалистов Школы или моё участие в качестве ведущего/модератора
- планируете получить консультацию по продуктовому проекту или процессу
- желаете оценить свой текущий потенциал, перспективы профессионального роста, тактику UX-обучения и карьерную траекторию
- хотите предложить другое сотрудничество –
запишитесь на консультацию/созвон, написав мне здесь.
Подпишитесь на наши ресурсы, чтобы видеть анонсы UX-мероприятий:
Rutube-канал РШСД
Телеграм-канал РШСД
Youtube-канал РШСД