Найти в Дзене

Символы и темы: Поздние христианские святые и мученики

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

В конце Средних веков были основаны многие из наиболее влиятельных монашеских орденов. Художники часто обращались к образам их основателей, а также самых выдающихся их членов. Порой картины заказывались другими членами ордена. Отдельные города и храмы любили делать заказы на изображения своих святых покровителей или святых, которым они были посвящены.

Темы

СВЯТОЙ БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (1090-1153) расширил и реформировал орден цистерцианцев, основанный в 1098 году двумя монахами-бенедиктинцами, и создал преуспевающий монастырь в Клерво в восточной Франции. Он обличал роскошь духовенства и злоупотребления римской курии и был великим духовным лидером, с которым считались короли Англии и Франции. В конце XV века Филиппино Липпи

Филлипино Липпи, Явление Богоматери святому Бернару, 1486
Филлипино Липпи, Явление Богоматери святому Бернару, 1486

и Перуджино изобразили видение ему Девы Марии: он предстает как молодой монах с тонзурой, одетый в белую рясу своего ордена, оторвавший взгляд от аналоя и смотрящий вверх.

Пьетро Перуджино, Богородица, явившаяся святому Бернару, 1488
Пьетро Перуджино, Богородица, явившаяся святому Бернару, 1488

Бернара еще часто изображали со скованным драконом у его ног, что символизирует подавление им ереси.

Святой Бернар Клервоский
Святой Бернар Клервоский

СВЯТОЙ ДОМИНИК (1170-1221) был основателем доминиканского ордена. Образ его украшает многочисленные алтарные картины в часовнях, посвященных его ордену. Он в черно-белом облачении доминиканцев может держать четки, которые, до преданию, Мадонна подарила ему в видении, или лилию как символ чистоты.

Эль Греко, Молитва Святого Доминика, 1590
Эль Греко, Молитва Святого Доминика, 1590

Присутствие черно-белой собаки, окрас которой соответствует цвету его облачения, служит указанием на его должность инквизитора: его называли Domini Canis, то есть «Пес Господень». Такие псы появляются на переднем плане фрески Андреа да Фиренце (около 1365; Испанская часовня церкви Санта Мария Новелла, Флоренция), на которой Доминик посылает их ловить волков, так же как доминиканцы отправлялись обращать неверующих.

Андреа да Фиренце, роспись Испанской часовни церкви Санта Мария Новелла, Флоренция
Андреа да Фиренце, роспись Испанской часовни церкви Санта Мария Новелла, Флоренция

СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (1181-1226) был сыном богатого купца. Он вел роскошную жизнь до тех пор, пока в возрасте около 20 лет, после нескольких болезней и участия в военном походе, не посвятил себя Богу. В 1224 году, молясь на холмах, он получил «стигмы» - отметины пяти ран Христа в виде незаживающих язв, оставшихся на его теле пожизненно.

Винченцо Фоппа, Святой Франциск принимает стигматы
Винченцо Фоппа, Святой Франциск принимает стигматы

Франциска почитают также за эпизод, в котором он проповедовал птицам. Святого Франциска изображают монахом с тонзурой в коричневом монашеском облачении его ордена, перепоясанном веревкой с тремя узлами, символизирующими обеты бедности, целомудрия и послушания.

Франсиско де Сурбаран, Святой Франциск, 1658
Франсиско де Сурбаран, Святой Франциск, 1658

Иногда мы видим его босым, держащим в руках лилию как символ чистоты или показывающим свои стигмы. В искусстве испанской Контрреформации его часто пишут молящимся. Сурбаран написал его стоящим на коленях, погруженным в размышления и держащим в руках череп. Несколько отдельных живописных панно и циклов с эпизодами из его жизни украшают монастыри его ордена.

Джотто ди Бондоне, Сцены из жизни святого Франциска: 15 Проповедь птицам
Джотто ди Бондоне, Сцены из жизни святого Франциска: 15 Проповедь птицам
Джотто ди Бондоне, Сцены из жизни святого Франциска: 12 Экстаз Святого Франциска
Джотто ди Бондоне, Сцены из жизни святого Франциска: 12 Экстаз Святого Франциска

СВЯТАЯ КЛАРА АССИЗСКАЯ (1194-1253) находилась под большим влиянием Святого Франциска. Отвергнув свою знатную семью и брачные предложения, она добилась от него, чтобы он поручил ее заботам монахинь-бенедиктинок. Позже к ней присоединились ее сестра и овдовевшая мать, и в 1212 году они основали собственную монашескую общину.

Симоне Мартини, Клара Ассизская, XIV век
Симоне Мартини, Клара Ассизская, XIV век

Образ Клары со сценами из ее жизни был написан спустя 30 лет после ее смерти в церкви Санта Кьяра в Ассизи, где она одета в серую рясу. Ее атрибуты - лилия или дароносица: легенда гласит, что, когда ее обитель была осаждена неверными, она вынесла один из этих предметов за монастырские стены, и враг бежал.

Джотто ди Бондоне, Святая Клара с лилией в руке, XIV век
Джотто ди Бондоне, Святая Клара с лилией в руке, XIV век

СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347-1380) сопротивлялась попыткам родителей выдать ее замуж и вступила в орден доминиканцев, чтобы заботиться о бедных и больных. Она испытала множество мистических испытаний: в одном из них Христос предложил ей на выбор два венца - золотой и терновый, и она выбрала терновый; в другом она получила стигмы; и, подобно Екатерине Александрийской, вступила в мистический брак с Христом.

Тьеполо, Святая Екатерина Сиенская, 1746
Тьеполо, Святая Екатерина Сиенская, 1746

Всю свою жизнь Екатерина посвятила укреплению и очищению папской власти. Она считается покровительницей Италии и почитается в своем родном городе Сиене, где Доменико Беккафуми (1486-1551) изобразил ее в белых монашеских одеждах (чтобы передать ее чистоту), получающей стигмы.

Доменико Беккафуми, Святая Екатерина Сиенская
Доменико Беккафуми, Святая Екатерина Сиенская

На других живописных полотнах она в черно-белом облачении ордена доминиканцев, может держать лилию или четки или же показывать свои стигмы.

Джованни ди Паоло, Святая Екатерина Сиенская
Джованни ди Паоло, Святая Екатерина Сиенская
Рутилио Манетти, Стигматизация Святой Екатерины Сиенской
Рутилио Манетти, Стигматизация Святой Екатерины Сиенской

Шедевр

Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину

Джироламо ди Бенвенуто (1470-1542)

Джироламо ди Бенвенуто, Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину
Джироламо ди Бенвенуто, Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину

Джироламо ди Бенвенуто работал в основном в Сиене и ее окрестностях, и святая Екатерина, покровительница Сиены, часто появляется в его работах. Дата написания этой картины неизвестна, но на небольшой панели изображен эпизод между Екатериной и другой доминиканской монахиней, Пальмертиной. Екатерина пыталась примириться с Пальмертиной, но Пальмертина затаила обиду и не могла примириться со святой. Однако, когда Пальмертина сильно заболела, Екатерина молилась, чтобы она не была ввергнута в вечные муки из-за своей нераскаянной смерти. В первой части панно изображен Христос в окружении херувимов, явившийся молящейся Екатерине и предупреждающий ее о том, что Пальмертине нет спасения. За спиной Екатерины - дьявол, который обычно выполняет миссию по захвату душ грешников, держит в когтях длинный список грехов Пальмертины. По мольбе Екатерины Христос решает не давать Пальмертине умереть, пока она полностью не раскается, тем самым лишая дьявола его добычи. В сцене на правой стороне панно Екатерина и монах находятся на смертном одре Пальмертины, прежде чем она, наконец, полностью раскаивается и примиряется со святой.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: