Добрый день, уважаемые читатели!
В конце Средних веков были основаны многие из наиболее влиятельных монашеских орденов. Художники часто обращались к образам их основателей, а также самых выдающихся их членов. Порой картины заказывались другими членами ордена. Отдельные города и храмы любили делать заказы на изображения своих святых покровителей или святых, которым они были посвящены.
Темы
СВЯТОЙ БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (1090-1153) расширил и реформировал орден цистерцианцев, основанный в 1098 году двумя монахами-бенедиктинцами, и создал преуспевающий монастырь в Клерво в восточной Франции. Он обличал роскошь духовенства и злоупотребления римской курии и был великим духовным лидером, с которым считались короли Англии и Франции. В конце XV века Филиппино Липпи
и Перуджино изобразили видение ему Девы Марии: он предстает как молодой монах с тонзурой, одетый в белую рясу своего ордена, оторвавший взгляд от аналоя и смотрящий вверх.
Бернара еще часто изображали со скованным драконом у его ног, что символизирует подавление им ереси.
СВЯТОЙ ДОМИНИК (1170-1221) был основателем доминиканского ордена. Образ его украшает многочисленные алтарные картины в часовнях, посвященных его ордену. Он в черно-белом облачении доминиканцев может держать четки, которые, до преданию, Мадонна подарила ему в видении, или лилию как символ чистоты.
Присутствие черно-белой собаки, окрас которой соответствует цвету его облачения, служит указанием на его должность инквизитора: его называли Domini Canis, то есть «Пес Господень». Такие псы появляются на переднем плане фрески Андреа да Фиренце (около 1365; Испанская часовня церкви Санта Мария Новелла, Флоренция), на которой Доминик посылает их ловить волков, так же как доминиканцы отправлялись обращать неверующих.
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (1181-1226) был сыном богатого купца. Он вел роскошную жизнь до тех пор, пока в возрасте около 20 лет, после нескольких болезней и участия в военном походе, не посвятил себя Богу. В 1224 году, молясь на холмах, он получил «стигмы» - отметины пяти ран Христа в виде незаживающих язв, оставшихся на его теле пожизненно.
Франциска почитают также за эпизод, в котором он проповедовал птицам. Святого Франциска изображают монахом с тонзурой в коричневом монашеском облачении его ордена, перепоясанном веревкой с тремя узлами, символизирующими обеты бедности, целомудрия и послушания.
Иногда мы видим его босым, держащим в руках лилию как символ чистоты или показывающим свои стигмы. В искусстве испанской Контрреформации его часто пишут молящимся. Сурбаран написал его стоящим на коленях, погруженным в размышления и держащим в руках череп. Несколько отдельных живописных панно и циклов с эпизодами из его жизни украшают монастыри его ордена.
СВЯТАЯ КЛАРА АССИЗСКАЯ (1194-1253) находилась под большим влиянием Святого Франциска. Отвергнув свою знатную семью и брачные предложения, она добилась от него, чтобы он поручил ее заботам монахинь-бенедиктинок. Позже к ней присоединились ее сестра и овдовевшая мать, и в 1212 году они основали собственную монашескую общину.
Образ Клары со сценами из ее жизни был написан спустя 30 лет после ее смерти в церкви Санта Кьяра в Ассизи, где она одета в серую рясу. Ее атрибуты - лилия или дароносица: легенда гласит, что, когда ее обитель была осаждена неверными, она вынесла один из этих предметов за монастырские стены, и враг бежал.
СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347-1380) сопротивлялась попыткам родителей выдать ее замуж и вступила в орден доминиканцев, чтобы заботиться о бедных и больных. Она испытала множество мистических испытаний: в одном из них Христос предложил ей на выбор два венца - золотой и терновый, и она выбрала терновый; в другом она получила стигмы; и, подобно Екатерине Александрийской, вступила в мистический брак с Христом.
Всю свою жизнь Екатерина посвятила укреплению и очищению папской власти. Она считается покровительницей Италии и почитается в своем родном городе Сиене, где Доменико Беккафуми (1486-1551) изобразил ее в белых монашеских одеждах (чтобы передать ее чистоту), получающей стигмы.
На других живописных полотнах она в черно-белом облачении ордена доминиканцев, может держать лилию или четки или же показывать свои стигмы.
Шедевр
Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину
Джироламо ди Бенвенуто (1470-1542)
Джироламо ди Бенвенуто работал в основном в Сиене и ее окрестностях, и святая Екатерина, покровительница Сиены, часто появляется в его работах. Дата написания этой картины неизвестна, но на небольшой панели изображен эпизод между Екатериной и другой доминиканской монахиней, Пальмертиной. Екатерина пыталась примириться с Пальмертиной, но Пальмертина затаила обиду и не могла примириться со святой. Однако, когда Пальмертина сильно заболела, Екатерина молилась, чтобы она не была ввергнута в вечные муки из-за своей нераскаянной смерти. В первой части панно изображен Христос в окружении херувимов, явившийся молящейся Екатерине и предупреждающий ее о том, что Пальмертине нет спасения. За спиной Екатерины - дьявол, который обычно выполняет миссию по захвату душ грешников, держит в когтях длинный список грехов Пальмертины. По мольбе Екатерины Христос решает не давать Пальмертине умереть, пока она полностью не раскается, тем самым лишая дьявола его добычи. В сцене на правой стороне панно Екатерина и монах находятся на смертном одре Пальмертины, прежде чем она, наконец, полностью раскаивается и примиряется со святой.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: