Найти в Дзене

Метаморфозы красоты: КАРАВАДЖО. Часть вторая: ТОП-8 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Чаще всего о Караваджо говорят как о мастере света и смелого реализма (даже натурализма), характерного для большинства его работ. Действительно, Караваджо не побоялся бросить вызов академическому стилю, преобладавшему в живописи того времени. Но его реализм был не просто подражанием природе. Его картины сочетают в себе глубокое понимание человеческой психики с точным изображением света и формы.

Нарцисс, 1599
Нарцисс, 1599

Все это позволило ему не только запечатлеть реальность на холсте с помощью цвета, но и превратить ее в напряженный драматизм. Творчество Караваджо было связано с традициями и внешними нормами. Однако вместо того, чтобы порвать с традицией, он модернизировал ее и придал ей иной вид. Оригинальность его трактовки сюжета заключается в самом выборе, в свободной интерпретации традиционной схемы.

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-8 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

8. Мальчик с фруктами, 1591

Мальчик с фруктами, 1591
Мальчик с фруктами, 1591

Одна из самых ранних работ Караваджо, дошедших до нас. Уже в ней он выступает новатором, делая своим героем человека из уличной толпы. Мальчики и юноши, наделенные грубоватой чувственностью и вплотную придвинутые к зрителю, станут обычными персонажами работ молодого Караваджо.

7. Святая Екатерина Александрийская, 1595-1596

Святая Екатерина Александрийская, 1595-1596
Святая Екатерина Александрийская, 1595-1596

Эта картина находится в числе работ, заинтересовавших кардинала Франческо дель Монте. Великомученица Екатерина всегда была одной из любимейших христианских святых. Но Караваджо, как и в других случаях обращения к традиционным сюжетам, изобразил ее совершенно по-новому - не как символ, а как живого человека.

6. Гадалка, 1595

Гадалка, 1595
Гадалка, 1595

Первые биографы художника (Бальоне, Беллори и Манчини) неизменно упоминают о картине, на которой изображена цыганка, предсказывающая молодому человеку его судьбу. По мнению Беллори, этим полотном Караваджо хотел доказать, что можно вдохновляться и сюжетами, взятыми из реальной жизни, а не только древними мраморными статуями или работами Рафаэля. «Для этого, - продолжает Манчини, - Караваджо пригласил уличную гадалку и предложил ей показать, как она предсказывает судьбу. Кроме нее, он изобразил и юношу - одна его, обтянутся перчаткой, рука, лежит на эфесе шпаги, а вторая, обнаженная, протянута к гадалке. Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма». У этой картины имеется дубликат. Он хранится в Музее Капитолия в Риме. Его автором мог быть как сам Караваджо, так и кто-нибудь из его последователей.

5. Успение Богородицы, 1605-1606

Успение Богородицы, 1605-1606
Успение Богородицы, 1605-1606

Этот алтарный образ был заказан римским адвокатом Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария-делла-Скала. Как и две другие работы Караваджо, эта картина была отвергнута духовенством как «непристойная для изображения». Мария была изображена как человек, который действительно умер, а не как красивая женщина, которая, казалось, уснула перед тем, как попасть на небо (изображение, требуемое существующим каноническим правом). Бальоне пишет, что картина была с негодованием отвергнута, потому что Караваджо «изобразил тело Девы Марии распухшим и босым»; Беллори отмечает, что тело Девы Марии выглядит как «раздутый труп обычной женщины»; Манчини приводит в своей книге невероятный факт, что Караваджо, похоже, взял за основу своей Мадонны тело утонувшей в Тибре проститутки (факт, подтвержденный другими источниками).

4. Амур-Победитель, 1598-1599

Амур-Победитель, 1598-1599
Амур-Победитель, 1598-1599

Картина написана, скорее всего, по заказу Винченцо Джустиниани, которому могла принадлежать и сама идея произведения. Содержание обычно связывают с фразой Вергилия: «Все побеждает Амур, и мы покоряемся любви». В XX веке искусствоведы много спорили по поводу символов, которыми насыщено полотно. В переходе от прозрачной аллегории к многозначной символике внешне-реалистического произведения заключалось одно из новшеств, принесенных Караваджо.

3. Юдифь и Олоферн, 1595-1596

Юдифь и Олоферн, 1595-1596
Юдифь и Олоферн, 1595-1596

В этой картине Караваджо обращается к популярному библейскому сюжету, повествующему о том, как Юдифь спасла родной город от разорения ассирийцами во главе с Олоферном. В своей трактовке он не чуждается известных натуралистических эффектов, но при этом выступает как великий мастер живописной драматургии. И в этом мало кто мог сравниться с Караваджо.

2. Обращение Савла, 1600-1601

Обращение Савла, 1600-1601
Обращение Савла, 1600-1601

Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года Караваджо создал две картины для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. Это одна из двух картин (вторая - «Распятие апостола Петра»). Петр и Павел были апостолами и считаются основателями христианской церкви. Изображения двух апостолов на холстах кажется не помещающимися в ограниченном пространстве рамы. Святой Павел (до своего обращения известный как Савл), поначалу жестоко преследовавший христиан, встречает Христа во время путешествия в Дамаск. С неба падает ослепительный свет, и раздается голос, вопрошающий: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». В Библии не уточняется, как именно Савл путешествовал, но, согласно традиции, он должен был упасть с лошади, увидев явление Бога. До Караваджо художники часто использовали этот мотив, но никогда в такой реалистичной и прорицательной манере.

1. Baкх, 1595-1596

Baкх, 1595-1596
Baкх, 1595-1596

В первые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько крупных поясных портретов молодых людей. Среди них выделяется «Вакх». Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта. Долгое время полотно было неизвестно - лишь в 1917 году его обнаружили в запасниках галереи Уффици. Предыстория картины остается неясной, но есть все основания полагать, что она была создана в период службы художника при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного своим пристрастием к подобного рода сюжетам и гедонистическим отношением к жизни. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Изображенный юноша с нескрываемым соблазном смотрит прямо в глаза зрителю, призывно играя кончиком черного кушака, едва придерживающего спадающие с его тела одежды.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: