Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим об одном из самых известных полотен Караваджо в продолжении рассказа об этом великолепном мастере:
«Ужин в Эммаусе» был написан в 1601 году и хранится ныне в Национальной галерее, Лондон.
Картина поражает своей драматичной игрой света и теней, театральностью поз персонажей и поразительным реализмом в изображении мельчайших деталей. Сцена разворачивается во дворе постоялого двора неподалеку от Иерусалима. На ней изображены два ученика Христа, которые с изумлением узнают в скромном страннике, только что разделившем с ними трапезу, воскресшего Иисуса Христа – их Бога и Учителя. Художник мастерски передает эмоции учеников: удивление, недоверие, смешанные с радостью и благоговением перед чудом воскресения. Вся композиция насыщена напряжением и духовной силой, создавая впечатление особого момента божественного откровения.
В картине Караваджо, выполненной в его узнаваемом стиле, фигуры изображены на ограниченном пространстве, на фоне нейтрального, плоского задника, резко контрастирующего с игрой света и тени. Свет, падающий сверху слева, словно ореол, освещает голову Христа. На столе перед ним натуралистично изображены пища и напитки: жареная птица, хлеб, вино, вода и фрукты. Эти реалистичные детали одновременно являются глубокими символами. Хлеб и вино – очевидная аллюзия на Причастие. Жареная птица и перезрелые фрукты символизируют смерть и тленность. Гранат же, ассоциирующийся с мифологической Персефоной, которая умирала и воскресала, представляет собой символ Воскресения – циклического процесса смерти и возрождения. Таким образом, композиция картины, благодаря тщательно продуманному освещению и символизму предметов, передает сложную религиозную идею.
Искусство тени
Использование светотени не допускалось в искусстве Ренессанса, но оно вдохновляло многих художников XVII века. Одна из характерных черт западноевропейской живописи - применение теней для создания глубины изображения. Художники более сдержанно подходили к теням, отбрасываемым объектами. Такие тени часто игнорировались мастерами Ренессанса, так как считалось, что они нарушают гармонию и чистоту композиции.
Леонардо да Винчи в своём «Трактате о живописи», написанном около 1490-1492 годов, настоятельно советовал избегать резких источников света. Однако использование светотени в произведении «Ужин в Эммаусе» стало важным этапом в развитии живописи. В этой работе Караваджо решительно отвергает советы мастеров эпохи Возрождения, применяя светотень для усиления драматизма картины. Этот подход оказался настолько влиятельным, что многие художники XVII века последовали его примеру.
Каждое новое поколение художников воспринимало искусство светотени по-своему. Например, импрессионисты проявляли особый интерес к цвету теней. Опираясь на современные теории восприятия цвета, они нередко изображали тени оттенками, дополняющими основной цвет объекта, отбрасывающего эту тень.
Игра теней
Караваджо мастерски использовал светотень не только для передачи формы предметов, но и для отображения их теней. Тени помогают художнику подчеркнуть объемность и структуру объектов. Так, каждое звено плетёной корзины на картине ниже выполнено с невероятным вниманием к деталям, благодаря чему создаётся игра света и тени.
Ранее считалось, что Караваджо создавал свои работы непосредственно на холсте, минуя этап предварительной разметки. Тем не менее, современные исследования выявили на полотне «Ужин в Эммаусе» следы подготовительного рисунка, выполненного красно-коричневыми красками. Известно также, что при построении композиции Караваджо наносил метки на влажный грунт, которые затем перекрывались живописью.
Детали
Молодой Христос
Молодое, необычное для своего изображаемого времени безбородое лицо Христа резко выделяется на фоне морщинистых, загорелых лиц его учеников. Этот новый облик позволил Христу остаться неузнанным вплоть до момента, когда Он протянул руки, благословляя трапезу.
Клеопа
Клеопа, единственный засвидетельствованный Библией участник этой сцены, согнул свои локти так, словно готовится вскочить на ноги - его фигура устремлена вглубь пространства картины. Прореха на рукаве Клеопы показана не только в целях создания более приземленного образа. Она позволяет открыть белую нижнюю рубашку, тем самым усилив художественный эффект.
Хлеб и вино
Мастерство Караваджо и его удивительная способность передавать фактуру и игру света особенно заметны при сравнении изображений матового глиняного кувшина, блестящего стеклянного графина и стакана с вином. Вода в графине кажется зеленоватой из-за соседства с кувшином, тогда как вино в бокале имеет мутновато-оранжевый оттенок.
Знак странника
Раковина символизирует странника. Её изгибы переданы тонкими тенями и световыми бликами.
Покров и скатерть
Покров, лежащий на столе, гармонирует по своему красно-коричневому тону со стеной заднего плана. Белоснежная вышивка на белой скатерти выполнена Караваджо яичной темперой, смешанной с масляной краской. Благодаря этому приёму вышитый узор, созданный техникой импасто, визуально выступает вперёд, выделяясь на поверхности ткани.
Замечательный натюрморт
Корзина с фруктами, выступающая за край стола, представляет собой виртуозно исполненный натюрморт. С изумительной тщательностью здесь прорисованы мельчайшие детали: от семян граната и пятнышек на перезревших яблоках до каждого отдельного прутика, составляющего корзину.
Раскинутые руки
Жест безымянного ученика, полный удивления, повторяет позу рук Христа на распятии. Левая рука ученика вытянута вперед, словно обращаясь к зрителю через театральный жест, а дальняя рука кажется непропорционально увеличенной, нарушая традиционные законы перспективы. Как и согнутый локоть Клеопы, эта рука словно выходит за рамки картины, приближаясь к реальному пространству зрителя, вовлекая его в происходящее на полотне.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: