Найти в Дзене

Ужин в Эммаусе, Караваджо: Драматический реализм

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим об одном из самых известных полотен Караваджо в продолжении рассказа об этом великолепном мастере:

«Ужин в Эммаусе» был написан в 1601 году и хранится ныне в Национальной галерее, Лондон.

Караваджо, Ужин в Эммаусе, 1601, 141 х 196,2 см
Караваджо, Ужин в Эммаусе, 1601, 141 х 196,2 см

Картина поражает своей драматичной игрой света и теней, театральностью поз персонажей и поразительным реализмом в изображении мельчайших деталей. Сцена разворачивается во дворе постоялого двора неподалеку от Иерусалима. На ней изображены два ученика Христа, которые с изумлением узнают в скромном страннике, только что разделившем с ними трапезу, воскресшего Иисуса Христа – их Бога и Учителя. Художник мастерски передает эмоции учеников: удивление, недоверие, смешанные с радостью и благоговением перед чудом воскресения. Вся композиция насыщена напряжением и духовной силой, создавая впечатление особого момента божественного откровения.

Якопо Понтормо, Ужин в Эммаусе, 1525
Якопо Понтормо, Ужин в Эммаусе, 1525

В картине Караваджо, выполненной в его узнаваемом стиле, фигуры изображены на ограниченном пространстве, на фоне нейтрального, плоского задника, резко контрастирующего с игрой света и тени. Свет, падающий сверху слева, словно ореол, освещает голову Христа. На столе перед ним натуралистично изображены пища и напитки: жареная птица, хлеб, вино, вода и фрукты. Эти реалистичные детали одновременно являются глубокими символами. Хлеб и вино – очевидная аллюзия на Причастие. Жареная птица и перезрелые фрукты символизируют смерть и тленность. Гранат же, ассоциирующийся с мифологической Персефоной, которая умирала и воскресала, представляет собой символ Воскресения – циклического процесса смерти и возрождения. Таким образом, композиция картины, благодаря тщательно продуманному освещению и символизму предметов, передает сложную религиозную идею.

Данте Габриэль Россетти, Персефона, 1874
Данте Габриэль Россетти, Персефона, 1874

Искусство тени

Использование светотени не допускалось в искусстве Ренессанса, но оно вдохновляло многих художников XVII века. Одна из характерных черт западноевропейской живописи - применение теней для создания глубины изображения. Художники более сдержанно подходили к теням, отбрасываемым объектами. Такие тени часто игнорировались мастерами Ренессанса, так как считалось, что они нарушают гармонию и чистоту композиции.

Рембрандт, Воскрешение Лазаря
Рембрандт, Воскрешение Лазаря

Леонардо да Винчи в своём «Трактате о живописи», написанном около 1490-1492 годов, настоятельно советовал избегать резких источников света. Однако использование светотени в произведении «Ужин в Эммаусе» стало важным этапом в развитии живописи. В этой работе Караваджо решительно отвергает советы мастеров эпохи Возрождения, применяя светотень для усиления драматизма картины. Этот подход оказался настолько влиятельным, что многие художники XVII века последовали его примеру.

Франс Хальс, Смеющийся кавалер, 1624
Франс Хальс, Смеющийся кавалер, 1624

Каждое новое поколение художников воспринимало искусство светотени по-своему. Например, импрессионисты проявляли особый интерес к цвету теней. Опираясь на современные теории восприятия цвета, они нередко изображали тени оттенками, дополняющими основной цвет объекта, отбрасывающего эту тень.

Клод Моне, Стога, 1890
Клод Моне, Стога, 1890

Игра теней

Караваджо мастерски использовал светотень не только для передачи формы предметов, но и для отображения их теней. Тени помогают художнику подчеркнуть объемность и структуру объектов. Так, каждое звено плетёной корзины на картине ниже выполнено с невероятным вниманием к деталям, благодаря чему создаётся игра света и тени.

Караваджо, Юноша с корзиной фруктов, 1593
Караваджо, Юноша с корзиной фруктов, 1593

Ранее считалось, что Караваджо создавал свои работы непосредственно на холсте, минуя этап предварительной разметки. Тем не менее, современные исследования выявили на полотне «Ужин в Эммаусе» следы подготовительного рисунка, выполненного красно-коричневыми красками. Известно также, что при построении композиции Караваджо наносил метки на влажный грунт, которые затем перекрывались живописью.

Иоанн Креститель, 1604
Иоанн Креститель, 1604

Детали

Молодой Христос

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Молодое, необычное для своего изображаемого времени безбородое лицо Христа резко выделяется на фоне морщинистых, загорелых лиц его учеников. Этот новый облик позволил Христу остаться неузнанным вплоть до момента, когда Он протянул руки, благословляя трапезу.

Клеопа

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Клеопа, единственный засвидетельствованный Библией участник этой сцены, согнул свои локти так, словно готовится вскочить на ноги - его фигура устремлена вглубь пространства картины. Прореха на рукаве Клеопы показана не только в целях создания более приземленного образа. Она позволяет открыть белую нижнюю рубашку, тем самым усилив художественный эффект.

Хлеб и вино

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Мастерство Караваджо и его удивительная способность передавать фактуру и игру света особенно заметны при сравнении изображений матового глиняного кувшина, блестящего стеклянного графина и стакана с вином. Вода в графине кажется зеленоватой из-за соседства с кувшином, тогда как вино в бокале имеет мутновато-оранжевый оттенок.

Знак странника

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Раковина символизирует странника. Её изгибы переданы тонкими тенями и световыми бликами.

Покров и скатерть

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Покров, лежащий на столе, гармонирует по своему красно-коричневому тону со стеной заднего плана. Белоснежная вышивка на белой скатерти выполнена Караваджо яичной темперой, смешанной с масляной краской. Благодаря этому приёму вышитый узор, созданный техникой импасто, визуально выступает вперёд, выделяясь на поверхности ткани.

Замечательный натюрморт

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Корзина с фруктами, выступающая за край стола, представляет собой виртуозно исполненный натюрморт. С изумительной тщательностью здесь прорисованы мельчайшие детали: от семян граната и пятнышек на перезревших яблоках до каждого отдельного прутика, составляющего корзину.

Раскинутые руки

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Жест безымянного ученика, полный удивления, повторяет позу рук Христа на распятии. Левая рука ученика вытянута вперед, словно обращаясь к зрителю через театральный жест, а дальняя рука кажется непропорционально увеличенной, нарушая традиционные законы перспективы. Как и согнутый локоть Клеопы, эта рука словно выходит за рамки картины, приближаясь к реальному пространству зрителя, вовлекая его в происходящее на полотне.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: