Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Мраморный дом Вандербильтов: символ роскоши и социальных перемен

Оглавление

Семья Вандербильтов: от взлёта до заката

Корнелиус Вандербильт, основатель железнодорожной империи США, начал со скромной баржи, купленной на $100, занятых у матери, и создал многомиллионное состояние. Однако его наследники растратили богатство за три поколения, чему способствовали экстравагантные траты на недвижимость и роскошь.

Один из наследников говорил: «Унаследованное богатство является настоящим препятствием на пути к счастью… Оно не оставляет мне ничего, на что можно надеяться, и ничего определенного, к чему можно стремиться».

К середине XX века от 10 нью-йоркских особняков Вандербильтов остались лишь ворота в Центральном парке и артефакты в Музее Метрополитен. Сохранились лишь загородные «дворцы», скромно именуемые семьёй «коттеджами».

Альва Вандербильт: от светской львицы к суфражистке

Мраморный дом (Marble House ) - Ньюпорт, Род Айленд. 1895
Мраморный дом (Marble House ) - Ньюпорт, Род Айленд. 1895

Получив Мраморный дом (Marble House) в подарок на 39-летие от мужа Уильяма Киссама Вандербильта, Альва фактически руководила проектом, используя его как инструмент мести за пренебрежение супруга. После развода в 1895 г. она сохранила владение домом и превратила его в площадку для борьбы за права женщин.

Собрания суфражисток
Собрания суфражисток

Здесь проходили собрания суфражисток, а в 1920 г. её усилия увенчались принятием 19-й поправки, давшей женщинам право голоса. Альва также финансировала ключевые организации движения и даже написала оперетту «Мелинда и её сёстры» (1915).

Мраморный дом: архитектурная жемчужина «позолоченного века»

Мраморный дом (1888–1892), расположенный в Ньюпорте (Род-Айленд), стал символом амбиций Альвы Вандербильт. Построенный как летняя резиденция, он ознаменовал превращение Ньюпорта в курорт для элиты. Архитектор Ричард Моррис Хант, вдохновлённый Версалем, создал особняк в стиле боз-ар (Beaux-Arts) с портиком, напоминающим Белый дом. Все фасады и интерьеры отделаны итальянским мрамором, а стоимость строительства достигла 11 млн долларов (около 385 млн в 2024 г.), сделав его самым дорогим частным домом США того времени.

Фасад особняка украшен нишами, которые разделены двухэтажными коринфскими пилястрами. Эти арочные окна на первом этаже и прямоугольные на втором занимают большую часть фасада. Изогнутый мраморный пандус для экипажей, перед которым расположен полукруглый фонтан с гротескными масками, занимает весь западный фасад. Маски служат в качестве водяных струй. В центре фасада, выходящего на Бельвью-авеню, находится монументальный четырёхколонный коринфский портик.

Мраморный дом (Marble House ) - Ньюпорт, Род Айленд
Мраморный дом (Marble House ) - Ньюпорт, Род Айленд

Разрез дома. Мраморный дом (Marble House ) - Ньюпорт, Род Айленд
Разрез дома. Мраморный дом (Marble House ) - Ньюпорт, Род Айленд

Северный и южный фасады по своему основному дизайну соответствуют западному. Восточный фасад, выходящий на Атлантический океан, разделён на два крыла с каждой стороны. Эти крылья полузакрывают мраморную террасу и окружены мраморной балюстрадой на уровне первого этажа. Центральная часть этого фасада отличается от остальных четырьмя проёмами дверей на первом этаже, над которыми расположены арочные окна второго этажа.

Архитектура и интерьеры: европейская роскошь в Америке

Особняк с 50 комнатами имеет U-образную форму, и, хотя на первый взгляд кажется, что в нём всего два этажа, на самом деле в нём четыре уровня:

кухня и другие служебные помещения находятся в подвале;

гостиные — на первом этаже;

спальни — на втором этаже;

комнаты персонала (36 человек) на скрытом третьем этаже, который не сразу заметен.

Лестничный холл

Вход в особняк осуществляется через одну из двух дверей в стиле французского барокко, каждая из которых весит полторы тонны. Обе двери украшены монограммой «WV», вписанной в овальный медальон. Они были изготовлены на бронзовой литейной фабрике Джона Уильямса в Нью-Йорке.

Лестничный холл — это двухэтажное помещение со стенами и парадной лестницей из жёлтого сиенского мрамора, с перилами из кованого железа и позолоченной бронзы. Перила созданы по образцу версальских. Потолок украшен венецианской росписью XVIII века с изображением богов и богинь.

Архитектор Ричард Моррис Хант нанял Джузеппе Моретти для создания мраморных фризов и скульптур в интерьере, в том числе для работы над барельефами Ардуэна-Мансара, главного архитектора Людовика XIV во время строительства Версальского дворца, которые располагались рядом на антресольном этаже лестницы.

Столовая

В столовой использован розовый нумидийский мрамор и позолоченные бронзовые капители и трофеи. Камин — копия того, что находится в Геркулесовом зале в Версале. Потолок украшен росписью на тему охоты и рыбалки, а в центре — французский потолок XVIII века.

Столовая. Мраморный дом, Ньюпорт
Столовая. Мраморный дом, Ньюпорт

Большой салон

Большой салон, спроектированный компанией Allard and Sons, служил бальным залом и приёмной. Оформленный в стиле Людовика XIV, он имеет обивку из зелёного шёлкового бархата и драпировки. Оригинальные изделия были созданы Прелем.

Стены украшены резными деревянными и позолоченными панелями, изображающими сцены из классической мифологии, вдохновлёнными панелями и трофеями, украшающими Галерею Аполлона в Лувре. На потолке изображена французская картина XVIII века в стиле Пьетро да Кортона, на которой изображена Минерва, а обрамление взято с потолка королевской спальни в Версале.

Готический зал

Готический зал в стиле Возрождения готики был спроектирован для демонстрации коллекции предметов декора средневековья и Ренессанса Альвы Вандербильт. Каменный камин в комнате был скопирован Аллардом и сыновьями с камина в доме Жака Кера в Бурже. Мебель была сделана Гилбертом Куэлем.

Библиотека

Библиотека выполнена в стиле рококо. Она служила одновременно утренней комнатой и библиотекой. Двери и книжные шкафы из резного орехового дерева были созданы в сотрудничестве Аллара и Сюэля.

Утренняя комната / Библиотека. Мраморный дом, Ньюпорт
Утренняя комната / Библиотека. Мраморный дом, Ньюпорт

Спальня Альвы Вандербильт

Спальня миссис Вандербильт на втором этаже выполнена в стиле Людовика XIV. Потолок в этой комнате украшен круглой потолочной росписью с изображением Афины, написанной примерно в 1721 году Джованни Антонио Пеллегрини. Изначально она находилась в библиотеке Палаццо Пизани-Морета в Венеции.

Спальня Уильяма Киссама Вандербильт

Спальня Уильяма Киссама Вандербильт. Мраморный дом, Ньюпорт
Спальня Уильяма Киссама Вандербильт. Мраморный дом, Ньюпорт

Гостевая комната

Гостевая комната. Мраморный дом, Ньюпорт
Гостевая комната. Мраморный дом, Ньюпорт

Мраморный дом, Ньюпорт
Мраморный дом, Ньюпорт

Кухня

Когда Алва Вандербильт развелась с Уильямом в 1895 году, она уже полностью владела Мраморным домом, получив его в подарок на свое 39-летие. После повторного брака в 1896 году с Оливером Хазардом Перри Бельмонтом она переехала дальше по улице в особняк Бельмонта, Белкорт.

Чайный домик

После его смерти она вновь открыла Мраморный дом и пристроила Китайский чайный домик на приморском утёсе, где проводила митинги за избирательное право женщин.

Историческая судьба и наследие

Альва Бельмонт окончательно закрыла особняк в 1919 году, когда переехала во Францию, чтобы быть ближе к своей дочери Консуэло Бальсан. Там она делила своё время между парижским особняком, виллой на Ривьере и замком Ожель, который она отреставрировала. Она продала дом Фредерику Х. Принсу в 1932 году, менее чем за год до своей смерти.

Более 30 лет семья Принцев бережно относилась к дому, прилагая особые усилия, чтобы сохранить большую часть интерьера в первозданном виде, как изначально планировали Вандербильты. В 1963 г. особняк перешёл Обществу охраны памятников.

Сегодня Мраморный дом — музей, напоминающий о эпохе, когда роскошь служила не только статусу, но и социальным переменам. Его история отражает парадокс наследия Вандербильтов: блеск «позолоченного века» сменился упадком, но культурный вклад Альвы и её «коттеджа» остаются вехами американской истории.