Семья Вандербильтов: от взлёта до заката
Корнелиус Вандербильт, основатель железнодорожной империи США, начал со скромной баржи, купленной на $100, занятых у матери, и создал многомиллионное состояние. Однако его наследники растратили богатство за три поколения, чему способствовали экстравагантные траты на недвижимость и роскошь.
Один из наследников говорил: «Унаследованное богатство является настоящим препятствием на пути к счастью… Оно не оставляет мне ничего, на что можно надеяться, и ничего определенного, к чему можно стремиться».
К середине XX века от 10 нью-йоркских особняков Вандербильтов остались лишь ворота в Центральном парке и артефакты в Музее Метрополитен. Сохранились лишь загородные «дворцы», скромно именуемые семьёй «коттеджами».
Альва Вандербильт: от светской львицы к суфражистке
Получив Мраморный дом (Marble House) в подарок на 39-летие от мужа Уильяма Киссама Вандербильта, Альва фактически руководила проектом, используя его как инструмент мести за пренебрежение супруга. После развода в 1895 г. она сохранила владение домом и превратила его в площадку для борьбы за права женщин.
Здесь проходили собрания суфражисток, а в 1920 г. её усилия увенчались принятием 19-й поправки, давшей женщинам право голоса. Альва также финансировала ключевые организации движения и даже написала оперетту «Мелинда и её сёстры» (1915).
Мраморный дом: архитектурная жемчужина «позолоченного века»
Мраморный дом (1888–1892), расположенный в Ньюпорте (Род-Айленд), стал символом амбиций Альвы Вандербильт. Построенный как летняя резиденция, он ознаменовал превращение Ньюпорта в курорт для элиты. Архитектор Ричард Моррис Хант, вдохновлённый Версалем, создал особняк в стиле боз-ар (Beaux-Arts) с портиком, напоминающим Белый дом. Все фасады и интерьеры отделаны итальянским мрамором, а стоимость строительства достигла 11 млн долларов (около 385 млн в 2024 г.), сделав его самым дорогим частным домом США того времени.
Фасад особняка украшен нишами, которые разделены двухэтажными коринфскими пилястрами. Эти арочные окна на первом этаже и прямоугольные на втором занимают большую часть фасада. Изогнутый мраморный пандус для экипажей, перед которым расположен полукруглый фонтан с гротескными масками, занимает весь западный фасад. Маски служат в качестве водяных струй. В центре фасада, выходящего на Бельвью-авеню, находится монументальный четырёхколонный коринфский портик.
Северный и южный фасады по своему основному дизайну соответствуют западному. Восточный фасад, выходящий на Атлантический океан, разделён на два крыла с каждой стороны. Эти крылья полузакрывают мраморную террасу и окружены мраморной балюстрадой на уровне первого этажа. Центральная часть этого фасада отличается от остальных четырьмя проёмами дверей на первом этаже, над которыми расположены арочные окна второго этажа.
Архитектура и интерьеры: европейская роскошь в Америке
Особняк с 50 комнатами имеет U-образную форму, и, хотя на первый взгляд кажется, что в нём всего два этажа, на самом деле в нём четыре уровня:
кухня и другие служебные помещения находятся в подвале;
гостиные — на первом этаже;
спальни — на втором этаже;
комнаты персонала (36 человек) на скрытом третьем этаже, который не сразу заметен.
Лестничный холл
Вход в особняк осуществляется через одну из двух дверей в стиле французского барокко, каждая из которых весит полторы тонны. Обе двери украшены монограммой «WV», вписанной в овальный медальон. Они были изготовлены на бронзовой литейной фабрике Джона Уильямса в Нью-Йорке.
Лестничный холл — это двухэтажное помещение со стенами и парадной лестницей из жёлтого сиенского мрамора, с перилами из кованого железа и позолоченной бронзы. Перила созданы по образцу версальских. Потолок украшен венецианской росписью XVIII века с изображением богов и богинь.
Архитектор Ричард Моррис Хант нанял Джузеппе Моретти для создания мраморных фризов и скульптур в интерьере, в том числе для работы над барельефами Ардуэна-Мансара, главного архитектора Людовика XIV во время строительства Версальского дворца, которые располагались рядом на антресольном этаже лестницы.
Столовая
В столовой использован розовый нумидийский мрамор и позолоченные бронзовые капители и трофеи. Камин — копия того, что находится в Геркулесовом зале в Версале. Потолок украшен росписью на тему охоты и рыбалки, а в центре — французский потолок XVIII века.
Большой салон
Большой салон, спроектированный компанией Allard and Sons, служил бальным залом и приёмной. Оформленный в стиле Людовика XIV, он имеет обивку из зелёного шёлкового бархата и драпировки. Оригинальные изделия были созданы Прелем.
Стены украшены резными деревянными и позолоченными панелями, изображающими сцены из классической мифологии, вдохновлёнными панелями и трофеями, украшающими Галерею Аполлона в Лувре. На потолке изображена французская картина XVIII века в стиле Пьетро да Кортона, на которой изображена Минерва, а обрамление взято с потолка королевской спальни в Версале.
Готический зал
Готический зал в стиле Возрождения готики был спроектирован для демонстрации коллекции предметов декора средневековья и Ренессанса Альвы Вандербильт. Каменный камин в комнате был скопирован Аллардом и сыновьями с камина в доме Жака Кера в Бурже. Мебель была сделана Гилбертом Куэлем.
Библиотека
Библиотека выполнена в стиле рококо. Она служила одновременно утренней комнатой и библиотекой. Двери и книжные шкафы из резного орехового дерева были созданы в сотрудничестве Аллара и Сюэля.
Спальня Альвы Вандербильт
Спальня миссис Вандербильт на втором этаже выполнена в стиле Людовика XIV. Потолок в этой комнате украшен круглой потолочной росписью с изображением Афины, написанной примерно в 1721 году Джованни Антонио Пеллегрини. Изначально она находилась в библиотеке Палаццо Пизани-Морета в Венеции.
Спальня Уильяма Киссама Вандербильт
Гостевая комната
Кухня
Когда Алва Вандербильт развелась с Уильямом в 1895 году, она уже полностью владела Мраморным домом, получив его в подарок на свое 39-летие. После повторного брака в 1896 году с Оливером Хазардом Перри Бельмонтом она переехала дальше по улице в особняк Бельмонта, Белкорт.
Чайный домик
После его смерти она вновь открыла Мраморный дом и пристроила Китайский чайный домик на приморском утёсе, где проводила митинги за избирательное право женщин.
Историческая судьба и наследие
Альва Бельмонт окончательно закрыла особняк в 1919 году, когда переехала во Францию, чтобы быть ближе к своей дочери Консуэло Бальсан. Там она делила своё время между парижским особняком, виллой на Ривьере и замком Ожель, который она отреставрировала. Она продала дом Фредерику Х. Принсу в 1932 году, менее чем за год до своей смерти.
Более 30 лет семья Принцев бережно относилась к дому, прилагая особые усилия, чтобы сохранить большую часть интерьера в первозданном виде, как изначально планировали Вандербильты. В 1963 г. особняк перешёл Обществу охраны памятников.
Сегодня Мраморный дом — музей, напоминающий о эпохе, когда роскошь служила не только статусу, но и социальным переменам. Его история отражает парадокс наследия Вандербильтов: блеск «позолоченного века» сменился упадком, но культурный вклад Альвы и её «коттеджа» остаются вехами американской истории.