Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Творчество Уильяма Морриса и движение «Искусств и ремёсел»

Оглавление

Уильям Моррис

Уильям Моррис (1834–1896) — английский художник, писатель, поэт, переводчик, издатель, социалист, общественный деятель и теоретик искусства, близкий к прерафаэлитам. Он был одним из основателей движения «Искусств и ремёсел», которое выступало за возрождение традиционных ремесел и возвращение к ручному труду.

Свои взгляды сформулировал словами: Any decoration is futile when it does not remind you of something beyond itself (Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя).

Движение «Искусств и ремёсел»

Движение «Искусств и ремёсел» (Arts and Crafts) возникло в Англии во второй половине XIX века как реакция на индустриализацию и массовое производство товаров. Оно стремилось вернуть ценность ручному труду и традиционным ремеслам, которые были утрачены в результате промышленной революции.

Моррис был одним из главных идеологов движения. Он считал, что массовое производство приводит к потере индивидуальности и красоты в изделиях. Он призывал вернуться к ручному производству, чтобы создать более красивые и качественные товары.

Красный дом (Red House), 1859–1860 гг.

Одним из самых известных проектов художника Уильяма Морриса является Красный дом (Red House) в Англии, в деревне Аптон графства Кент (сейчас это Бекслихит, город на юго-востоке Большого Лондона), который он построил вместе с архитектором Филиппом Уэббом в 1859–1860 годах. Красный дом стал символом движения «Искусств и ремёсел». Он был построен из кирпича и украшен традиционными элементами, такими как витражи и резные деревянные детали.

Моррис решил построить загородный дом для себя и жены Джейн Бёрден. На унаследованные деньги он приобрёл участок земли в сельской местности и нанял друга Уэбба для проектирования. В проекте здания нашли отражение стили, повлиявшие на эстетику Морриса: медиевализм (представления о Средних веках в культуре последующих эпох), неоготика и староанглийский стиль. Особняк воплотил идеалы Морриса и его опыт художника, став одним из ранних архитектурных объектов движений «Искусств и ремёсел» и «Гильдии века».

Среди друзей Морриса в Ред-Хаусе были художники-прерафаэлиты: Эдвард Бёрн-Джонс и Данте Габриэль Россетти, которые помогали ему в оформлении интерьеров. В эти годы Моррис создал проектную компанию «Morris & Co.», сочинял рисунки тканей и бумажных обоев. В доме родились его дочери: Дженни и Мэй. Через пять лет Моррис с семьёй переехал в квартиру в Блумсбери, а дом продал. Моррис планировал провести в особняке всю жизнь, но понял, что это потребует слишком больших средств и дом не подходит для его образа жизни.

Зеленая столовая, Уильям Моррис. Victoria and Albert Museum the Morris Room
Зеленая столовая, Уильям Моррис. Victoria and Albert Museum the Morris Room

Один из интерьеров «в стиле Искусств и ремёсел» воссоздан в экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Эскизы обоев Уильяма Морриса

Ещё одним важным аспектом творчества Морриса являются его эскизы обоев. Он создал множество дизайнов, которые отличались простотой и красотой. Его обои были популярны среди сторонников движения «Искусств и ремёсел», которые стремились создать дома, наполненные красотой и уютом.

В целом, творчество Уильяма Морриса оказало огромное влияние на развитие движения «Искусств и ремёсел». Его идеи о важности ручного труда и традиционных ремёсел продолжают вдохновлять художников и дизайнеров по всему миру.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох