Уильям Моррис
Уильям Моррис (1834–1896) — английский художник, писатель, поэт, переводчик, издатель, социалист, общественный деятель и теоретик искусства, близкий к прерафаэлитам. Он был одним из основателей движения «Искусств и ремёсел», которое выступало за возрождение традиционных ремесел и возвращение к ручному труду.
Свои взгляды сформулировал словами: Any decoration is futile when it does not remind you of something beyond itself (Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя).
Движение «Искусств и ремёсел»
Движение «Искусств и ремёсел» (Arts and Crafts) возникло в Англии во второй половине XIX века как реакция на индустриализацию и массовое производство товаров. Оно стремилось вернуть ценность ручному труду и традиционным ремеслам, которые были утрачены в результате промышленной революции.
Моррис был одним из главных идеологов движения. Он считал, что массовое производство приводит к потере индивидуальности и красоты в изделиях. Он призывал вернуться к ручному производству, чтобы создать более красивые и качественные товары.
Красный дом (Red House), 1859–1860 гг.
Одним из самых известных проектов художника Уильяма Морриса является Красный дом (Red House) в Англии, в деревне Аптон графства Кент (сейчас это Бекслихит, город на юго-востоке Большого Лондона), который он построил вместе с архитектором Филиппом Уэббом в 1859–1860 годах. Красный дом стал символом движения «Искусств и ремёсел». Он был построен из кирпича и украшен традиционными элементами, такими как витражи и резные деревянные детали.
Моррис решил построить загородный дом для себя и жены Джейн Бёрден. На унаследованные деньги он приобрёл участок земли в сельской местности и нанял друга Уэбба для проектирования. В проекте здания нашли отражение стили, повлиявшие на эстетику Морриса: медиевализм (представления о Средних веках в культуре последующих эпох), неоготика и староанглийский стиль. Особняк воплотил идеалы Морриса и его опыт художника, став одним из ранних архитектурных объектов движений «Искусств и ремёсел» и «Гильдии века».
Среди друзей Морриса в Ред-Хаусе были художники-прерафаэлиты: Эдвард Бёрн-Джонс и Данте Габриэль Россетти, которые помогали ему в оформлении интерьеров. В эти годы Моррис создал проектную компанию «Morris & Co.», сочинял рисунки тканей и бумажных обоев. В доме родились его дочери: Дженни и Мэй. Через пять лет Моррис с семьёй переехал в квартиру в Блумсбери, а дом продал. Моррис планировал провести в особняке всю жизнь, но понял, что это потребует слишком больших средств и дом не подходит для его образа жизни.
Один из интерьеров «в стиле Искусств и ремёсел» воссоздан в экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Эскизы обоев Уильяма Морриса
Ещё одним важным аспектом творчества Морриса являются его эскизы обоев. Он создал множество дизайнов, которые отличались простотой и красотой. Его обои были популярны среди сторонников движения «Искусств и ремёсел», которые стремились создать дома, наполненные красотой и уютом.
В целом, творчество Уильяма Морриса оказало огромное влияние на развитие движения «Искусств и ремёсел». Его идеи о важности ручного труда и традиционных ремёсел продолжают вдохновлять художников и дизайнеров по всему миру.
Екатерина Серёжина