Виталий Дашкевич вспоминает, как в 1956 году, в 19 лет, впервые посетил ресторан - на Казанском вокзале.
Приключения на любой вкус
Ранее это чудесное место Москвы - Комсомольская площадь - называлась площадью Каланчевской. Меня и моих друзей оно манило, тем более, что и жили мы совсем неподалеку - в ответвлении Каланчевской улицы, в Большом Балканском переулке. Для молодых людей всегда привлекательны разнообразные приключения, а тут их было на всякий вкус. Например, около метро, которое находилось между Ленинградским и Ярославским вокзалом, было торжище. Приезжающие и уезжающие могли себе найти любовь и утешение на ночь за невеликую плату. Многие приходили искушать судьбу. Нас это тоже интересовало, мы приходили поглазеть на жриц любви.
Еще там было много такси. Нанять такси там было гораздо проще, чем у нас на Каланчевке. Но им все-таки больше пользовались приезжающие в Москву. Нанимали такси за какую-то сумму, а при прибытии на место выяснялось, что переплатили вдвое или втрое. Но интересно: люди расставались с деньгами легко, потому что приезжали их тратить деньги. Москва ведь!
Торжественно и престижно
Около метро "Комсомольская" кольцевой линии был ресторан Казанского вокзала. Это был мой первый в жизни ресторан. Выбрал я его по совету знакомых. Они говорили, что, во-первых, там готовят хорошо, во-вторых - хорошая музыка. Оркестр из семи- восьми человек играл что попросишь. В-третьих, очень приятный интерьер: красивый большой зал, столы под белыми, длинными до пола скатертями, хрустальные бокалы и красивые столовые приборы.
Посещение ресторана - это так торжественно и престижно! Мне казалось, я туда никогда не попаду. Но товарищи меня вразумили, сказали, что всего-то и надо иметь пару-тройку рублей, и вперед! И однажды мы втроем отправились в ресторан на Казанском вокзале: я и два Вити - Козлов и Капралов. Мне было 19 лет, я уже работал, товарищам на пять лет больше. У меня с собой было три рубля, у них на двоих пятнадцать.
Я был потрясен
Ресторан поразил меня своей красотой и необыкновенностью. Публики в нем оказалось гораздо больше, чем я предполагал. Зал был забит битком. Все гости сидели чинно, выпивали и закусывали, официанты подавали хорошую и вкусную еду, звучала красивая современная музыка. Женщины казались невероятно красивыми, от них исходил тонкий аромат. В общем, я был потрясен - никогда же в подобных местах не был.
Щедрый лейтенант
Мы сели за столик, что-то себе заказали поесть, бутылку вина, конечно. Скромно сидели и слушали музыку, заказанную другими посетителями ресторана.. Столик был на четверых, и к нам через какое-то время подсадили военного с погонами старшего лейтенанта. Он сразу заказал себе шикарный, на наш взгляд, ужин и бутылку коньяку. Богато!
Лейтенант выпил, и мы разговорились. Оказалось, что он служил летчиком в группе советских войск в Германии, сейчас едет к себе домой, в Муром, денег с собой имеет прилично. Даже показал пачку соток, что лежала в кармане. Тут мы его решили немножко раскрутить. Сказали, что здесь можно послушать любую музыку. Лейтенант пошел к оркестру и заказал гимн Советского Союза за 25 рублей. Ого! Все слушали гимн стоя.
Затем он заказал какую-то модную песенку и вернулся к нам. Подозвал официанта, и нам тоже принесли хорошей закуски и по бокалу коньяку. Мы весь вечер слушали музыку, которую заказывал наш новый товарищ, и приглашали дам танцевать. Какой прекрасный вечер! В знак благодарности мы решили его устроить на ночлег и кого-нибудь из наших друзей и назавтра показать ему получше Москву. К кому мы собрались его вести уже не помню, все мы жили с родителями в коммунальных квартирах.
В общем, мы все вместе вышли из ресторана и даже дошли до 43-го дома на Каланчевке. Лейтенант шел с нами, нисколько не опасаясь троих незнакомых парней (а вдруг мы его ограбим?). Вдруг он вспомнил, что у него билет до Мурома на поезд, уходящий ночью, и кинулся бежать обратно на вокзал, а мы, ослабшие от угощения, уже не смогли его проводить.
Такое было памятное мое первое посещение ресторана.
Еще: