Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Тайна самого известного надгробия в Барселоне «Поцелуй смерти» и наследие некрополя Побленоу

Оглавление

Кладбище Побленоу: история вечного покоя

Кладбище Побленоу, расположенное в одноимённом районе Барселоны, — это не просто место упокоения, а настоящий музей под открытым небом.

Вход в некрополь
Вход в некрополь

Основанное в 1775 году за городскими стенами из-за санитарных норм, оно пережило разрушение войсками Наполеона в 1813 году и было восстановлено архитектором Антонио Джинези к 1819 году. Сегодня его территория площадью 55 гектаров разделена на три зоны:

  • Колумбарии с нишами для урн, где фамилии часто указаны без имён и дат.

  • Роскошные мавзолеи богатых промышленников и буржуазии, украшенные скульптурами в стилях готики и ренессанса.

Склепы, мавзолеи и гиппогеи
Склепы, мавзолеи и гиппогеи

  • Братские могилы вдоль южной стены

Интересно, что изначально кладбище делилось на «зону бедных» и «зону богатых».

Хоронить в земле, как в России, в Испании не принято, так как дорого, поэтому умерших родственников хоронят на второй день после упокоения в специальных каменных ячейках в бетонной стене. Со стороны моря такие бетонные блоки напоминают многоэтажные дома с блестящими на солнце окнами. Ячейки берутся в аренду на 15, 30 или 50 лет. Гробы поднимаются до ниши на специальном приспособлении. После захоронения родственникам усопшего отдаются ключи от этой ячейки. Отпевания и ритуалы в Испании не приняты.

Надгробие «Поцелуй смерти»
Надгробие «Поцелуй смерти»
-6

«Поцелуй смерти»: между мифом и реальностью

Главный символ Побленоу — мраморная композиция El Petó de la Mort («Поцелуй смерти»), созданная в 1930 году для могилы Жозепа Льяудета Солера, молодого наследника текстильной династии. Скульптура изображает крылатый скелет, нежно целующий юношу, чьё тело обмякло в последнем объятии. Эпитафия на постаменте — строфа из поэмы Жасинта Вердагера, великого каталонского поэта и священника:

«Его юное сердце погасло. Кровь в его жилах стынет. И вся сила ушла. Вера была превознесена его падением в объятия смерти. Аминь».

История создания

Поцелуй смерти в Побленоу
Поцелуй смерти в Побленоу

  • Жозеп Льодет Солер, чью могилу украшает скульптура, умер молодым от болезни, связанной с распутным образом жизни.
  • Заказчицей памятника была мать Тереза Солер Пинто. Но существует еще легенда об «обезумевшем отце», который после упокоения, три дня оплакивал своего сына возле надгробия.
  • Автором идеи считается Жоан Фонбернат, зять владельца мастерской Жауме Барба, чья подпись стоит на памятнике как производителе.

-8

Детали скульптуры
Детали скульптуры

Эскиз памятника
Эскиз памятника

-11

По типу захоронения это гипогей. Иногда гробницы типа гипогеи называют построенными гробницами. В принципе, изначально гипогеем называется любая подземная часть древнего здания и в переводе с латинского означает «подземное жилище». Гипогей или hypogaeum (от греческого hypogê — подземный) — это подземный храм или усыпальница. Вход в захоронение находится под плитой, к которой приделаны ручки-кольца.

Прототип и споры

  • Сходство с работой итальянца Лоренцо Марони (1910 г.) на миланском кладбище: там смерть также целует юношу, но в форме барельефа.

Лоренцо Марони (1910 г.) Памятник на Миланскои кладбище
Лоренцо Марони (1910 г.) Памятник на Миланскои кладбище

Лоренцо Марони (1910 г.) Памятник на Миланскои кладбище
Лоренцо Марони (1910 г.) Памятник на Миланскои кладбище

Сходство с работой итальянца Лоренцо Марони (1910 г.) на миланском кладбище породило споры о плагиате, но «Поцелуй смерти» уникален деталями: например, мрамор передаёт контраст между нежной кожей юноши и костлявыми пальцами Смерти.

  • Мифы об авторстве развенчаны: Фонбернат не был ни сыном, ни племянником Барбы, а его зятем, что подтверждают архивные фото.

Культурное эхо: от кино до городских легенд

Скульптура обросла легендами. Самая известная из них утверждает, что она вдохновила Ингмара Бергмана на создание фильма «Седьмая печать» (1957), где рыцарь играет в шахматы со Смертью. Однако режиссёр черпал вдохновение из средневековых фресок. Тем не менее, туристы продолжают искать связь между кадром и скульптурой.

Кадр из фильма   «Седьмая печать» (1957), где рыцарь играет в шахматы со Смертью
Кадр из фильма «Седьмая печать» (1957), где рыцарь играет в шахматы со Смертью

Современность

  • «Поцелуй смерти» стал символом memento mori — напоминанием о бренности жизни. Его копии продаются как надгробия.
  • Кладбище привлекает не только любителей мистики, но и ценителей искусства: здесь есть памятники в стиле модерн и неоготики.

За гранью тишины

Побленоу — это диалог эпох, где смерть говорит языком мрамора и поэзии. «Поцелуй смерти», при всей своей мрачной красоте, — лишь одна из многих историй, застывших среди аллей. Как пишут посетители: «Здесь нет страха, только разговор о вечном».

Кладбище Побленоу — место, где смерть становится искусством, а камни рассказывают истории — это диалог эпох, где смерть говорит языком мрамора и поэзии. «Поцелуй смерти», при всей своей мрачной красоте, — лишь одна из многих историй, застывших среди аллей.

Вердагер писал: «Смерть — это не конец, а мост между мирами». Здесь, среди мрамора и тишины, понимаешь: память не умирает.

Посетители Побленоу говорят: «Здесь нет страха, только разговор о вечном».

Совет путешественникам

  • Ищите скульптуру в дальнем углу кладбища — её скрытность добавляет таинственности
  • Туристический маршрут: Кладбище включено в список must-see Барселоны. Гиды рассказывают о символизме скульптур: например, сломанная колонна означает прерванную жизнь, а песочные часы — быстротечность времени.
  • Экскурсии и события: Каждое 1 ноября, в День всех святых, здесь проводят ночные туры с театрализованными представлениями.
  • Не забудьте заглянуть в часовню XIX века у центрального входа — её витражи считаются одними из самых красивых в Каталонии.
  • Не пропустите другие памятники, например, могилу Франсеска Каналса-и-Амбрóса, умершего в 22 года в 1899 году. При жизни он считался провидцем и предсказал свою раннюю смерть. Легенда гласит: если оставить на его могиле цветы или записку с желанием о любви или здоровье, оно сбудется. Даже спустя век здесь можно увидеть свечи, письма и игрушки — свидетельства продолжающейся веры в «Святого Побленоу».
  • Архитектурные жемчужины: Помимо «Поцелуя смерти», здесь находятся мавзолей семьи Мораторес в стиле неоготики, «Спящая красавица» с лицом, вырезанным из единого камня, и «Скорбящий ангел» с опущенными крыльями.

Побленоу напоминает: даже в молчании камней звучит эхо жизни.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох