Кладбище Побленоу: история вечного покоя
Кладбище Побленоу, расположенное в одноимённом районе Барселоны, — это не просто место упокоения, а настоящий музей под открытым небом.
Основанное в 1775 году за городскими стенами из-за санитарных норм, оно пережило разрушение войсками Наполеона в 1813 году и было восстановлено архитектором Антонио Джинези к 1819 году. Сегодня его территория площадью 55 гектаров разделена на три зоны:
- Колумбарии с нишами для урн, где фамилии часто указаны без имён и дат.
- Роскошные мавзолеи богатых промышленников и буржуазии, украшенные скульптурами в стилях готики и ренессанса.
- Братские могилы вдоль южной стены
Интересно, что изначально кладбище делилось на «зону бедных» и «зону богатых».
Хоронить в земле, как в России, в Испании не принято, так как дорого, поэтому умерших родственников хоронят на второй день после упокоения в специальных каменных ячейках в бетонной стене. Со стороны моря такие бетонные блоки напоминают многоэтажные дома с блестящими на солнце окнами. Ячейки берутся в аренду на 15, 30 или 50 лет. Гробы поднимаются до ниши на специальном приспособлении. После захоронения родственникам усопшего отдаются ключи от этой ячейки. Отпевания и ритуалы в Испании не приняты.
«Поцелуй смерти»: между мифом и реальностью
Главный символ Побленоу — мраморная композиция El Petó de la Mort («Поцелуй смерти»), созданная в 1930 году для могилы Жозепа Льяудета Солера, молодого наследника текстильной династии. Скульптура изображает крылатый скелет, нежно целующий юношу, чьё тело обмякло в последнем объятии. Эпитафия на постаменте — строфа из поэмы Жасинта Вердагера, великого каталонского поэта и священника:
«Его юное сердце погасло. Кровь в его жилах стынет. И вся сила ушла. Вера была превознесена его падением в объятия смерти. Аминь».
История создания
- Жозеп Льодет Солер, чью могилу украшает скульптура, умер молодым от болезни, связанной с распутным образом жизни.
- Заказчицей памятника была мать Тереза Солер Пинто. Но существует еще легенда об «обезумевшем отце», который после упокоения, три дня оплакивал своего сына возле надгробия.
- Автором идеи считается Жоан Фонбернат, зять владельца мастерской Жауме Барба, чья подпись стоит на памятнике как производителе.
По типу захоронения это гипогей. Иногда гробницы типа гипогеи называют построенными гробницами. В принципе, изначально гипогеем называется любая подземная часть древнего здания и в переводе с латинского означает «подземное жилище». Гипогей или hypogaeum (от греческого hypogê — подземный) — это подземный храм или усыпальница. Вход в захоронение находится под плитой, к которой приделаны ручки-кольца.
Прототип и споры
- Сходство с работой итальянца Лоренцо Марони (1910 г.) на миланском кладбище: там смерть также целует юношу, но в форме барельефа.
Сходство с работой итальянца Лоренцо Марони (1910 г.) на миланском кладбище породило споры о плагиате, но «Поцелуй смерти» уникален деталями: например, мрамор передаёт контраст между нежной кожей юноши и костлявыми пальцами Смерти.
- Мифы об авторстве развенчаны: Фонбернат не был ни сыном, ни племянником Барбы, а его зятем, что подтверждают архивные фото.
Культурное эхо: от кино до городских легенд
Скульптура обросла легендами. Самая известная из них утверждает, что она вдохновила Ингмара Бергмана на создание фильма «Седьмая печать» (1957), где рыцарь играет в шахматы со Смертью. Однако режиссёр черпал вдохновение из средневековых фресок. Тем не менее, туристы продолжают искать связь между кадром и скульптурой.
Современность
- «Поцелуй смерти» стал символом memento mori — напоминанием о бренности жизни. Его копии продаются как надгробия.
- Кладбище привлекает не только любителей мистики, но и ценителей искусства: здесь есть памятники в стиле модерн и неоготики.
За гранью тишины
Побленоу — это диалог эпох, где смерть говорит языком мрамора и поэзии. «Поцелуй смерти», при всей своей мрачной красоте, — лишь одна из многих историй, застывших среди аллей. Как пишут посетители: «Здесь нет страха, только разговор о вечном».
Кладбище Побленоу — место, где смерть становится искусством, а камни рассказывают истории — это диалог эпох, где смерть говорит языком мрамора и поэзии. «Поцелуй смерти», при всей своей мрачной красоте, — лишь одна из многих историй, застывших среди аллей.
Вердагер писал: «Смерть — это не конец, а мост между мирами». Здесь, среди мрамора и тишины, понимаешь: память не умирает.
Посетители Побленоу говорят: «Здесь нет страха, только разговор о вечном».
Совет путешественникам
- Ищите скульптуру в дальнем углу кладбища — её скрытность добавляет таинственности
- Туристический маршрут: Кладбище включено в список must-see Барселоны. Гиды рассказывают о символизме скульптур: например, сломанная колонна означает прерванную жизнь, а песочные часы — быстротечность времени.
- Экскурсии и события: Каждое 1 ноября, в День всех святых, здесь проводят ночные туры с театрализованными представлениями.
- Не забудьте заглянуть в часовню XIX века у центрального входа — её витражи считаются одними из самых красивых в Каталонии.
- Не пропустите другие памятники, например, могилу Франсеска Каналса-и-Амбрóса, умершего в 22 года в 1899 году. При жизни он считался провидцем и предсказал свою раннюю смерть. Легенда гласит: если оставить на его могиле цветы или записку с желанием о любви или здоровье, оно сбудется. Даже спустя век здесь можно увидеть свечи, письма и игрушки — свидетельства продолжающейся веры в «Святого Побленоу».
- Архитектурные жемчужины: Помимо «Поцелуя смерти», здесь находятся мавзолей семьи Мораторес в стиле неоготики, «Спящая красавица» с лицом, вырезанным из единого камня, и «Скорбящий ангел» с опущенными крыльями.
Побленоу напоминает: даже в молчании камней звучит эхо жизни.
Екатерина Серёжина