Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Карл Юнг о психологии религии - ч. 2

Психоанализ своей отправной точкой берет работу Зигмунда Фрейда под названием «Толкование сновидений». И сновидения до сих пор в авангарде психоаналитической мысли. Для Юнга и его аналитической психологии сны обретают новые этажи (Уровни) в своей констелляции. Человек вполне может увидеть сны с содержанием, которое не связано с его опытом напрямую (Скажем, он мог бы увидеть фрагмент мифа, о котором ничего не знал, в коллективном бессознательном эта информация есть). Это касается и религиозных символов, религиозных фигур (Христос, к примеру, стал отождествлением архетипа Самости).

Таким образом, сквозь сновидения, религиозный опыт становится не просто иллюзорным «нечто», что детерминировано невротической интрапсихической картиной. Религиозный опыт теперь фактичен, опосредован содержанием психики, населяемым архетипами (Хотя это не совсем верная формулировка, но для упрощения можно воспринимать и так).

Сексуальная сторона жизни также не выпадает из данного контекста. Фрейд указывал на религию как форму невроза, вытекающего из детских переживаний и неразрешенных конфликтов, в частности, связанных с Эдиповым комплексом и желанием обладать родителем противоположного пола. Религиозная вера (Особенно вера в всемогущего Отца-Бога) является проекцией на внешнюю реальность тех бессознательных желаний и страхов, что связаны с отцовским принципом в жизни ребенка. Чувство вины в свою очередь, возникающее из-за запретных сексуальных желаний, находит свое разрешение в подчинении божественному авторитету. Отсюда и религиозные ритуалы, которые стали способом контроля бессознательных влечений.

Однако Юнг в отношении либидо даёт новый, более панорамный взгляд, так как полагает, что Фрейд слишком сужает картину происходящего. Сексуальные проблемы становятся лишь частью возможного развития невроза. Фигура отца в свою очередь не обязательно становится стопроцентной проекцией, накладываемой на Бога (Так как описание божественного может быть шире и включать аспекты не только отцовской фигуры). И здесь нужно помнить, что и сама религия уже перестала быть неврозом, а стала необходимость в становлении личности.

Автор: Роман Можаров
Психолог, Семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru