Найти в Дзене

Акустический конструктор. Тест автомобильной акустики Helix серии Ci7

Оглавление

В Audiotec Fischer довольно чёткое разделение брендов: Match заточен под апгрейд штатного аудио, Helix – универсальные модели, ну и Brax – острие технологий компании. В этом смысле серия Compose выглядит своеобразно – эта акустика может использоваться в кастомных инсталлах, и в тоже время имеет всё, чтобы беспроблемно встать в штатные места. А вообще, в ходе этого отчёта не раз будет повод вспомнить про её универсальность.

Всего в модельном ряду Helix четыре уровня серии Compose: CB, Ci3, Ci5 и Ci7 – от младшей к старшей. У меня на изучении оказались компоненты верхней линейки из этой компашки – Ci7:

  • Helix Ci7 W165FM-S3 – НЧ/СЧ динамики, 39900 рублей
  • Helix Ci7 W200FM-S3 – НЧ/СЧ динамики, 53900 рублей
  • Helix Ci7 М100FM-S3 – СЧ динамики, 39900 рублей
  • Helix Ci7 Т20FM-SС – твитеры, 39900 рублей
  • Helix Ci7 FX-UNI.2 – кроссоверы, 15900 рублей

Ещё есть 5,25-дюймовые НЧ/СЧ динамики Helix Ci7 W130-S3, но и без них список получился внушительный.

Интерес подогрело и то, что в 2023 году Ci7 получила премию EISA, а там, по опыту прежних лет, просто так наградами не разбрасываются. Плюс куча наград от немецкого журнала Car&HiFi. Короче, будем смотреть, что в этой акустике такого примечательного.

-2

Первое знакомство, конструктивные особенности

Начну с 6,5-дюймовых НЧ/СЧ динамиков Helix Ci7 W165FM-S3. Выполнены на корзинах из конструкционного пластика (дословно из описания – «полимерный композит, усиленный стеклянными сферами»). Имеют непривычную форму фланцев с выступами. Несмотря на это, встают в стандартные 6,5-дюймовые места (монтажное отверстие – 142 мм).

-3
-4

Материал диффузора для всех НЧ/СЧ динамиков серии Ci7 в описании указан как UHD – Ultra High Damped Crafted Paper. Лицевая сторона явно имеет какую-то пропитку, но не липкую. Центральные колпаки – мягкий пластик. Верхние подвесы – мягкая резина.

-5

Тыльная сторона имеет характерную фактуру непрессованной целлюлозы. Несмотря на кажущуюся массивность, конусная часть диффузора не слишком толстая, да и по измерениям подвижка относительно лёгкая (по крайней мере, по меркам современных динамиков 6,5-дюймового калибра).

-6

Калибр звуковой катушки – 37 мм, в описании указаны длина намотки 13,4 мм и ход Xmax в каждую сторону по 3,7 мм. Получается, что высота магнитного зазора – 6 мм, что как раз соответствует толщине верхней шайбы магнитопровода. Намекаю – в магнитном зазоре находится львиная доля (примерно 45%) намотки, с точки зрения контролируемости динамика усилителем это очень хорошее соотношение.

-7

Клеммы – двойные, имеют собственное название FlexConnect. Хочешь – подключай через привычные «лопаточки», а хочешь – через переходники к штатной проводке. В комплекте идут хвосты, которыми динамики можно подключить, если понадобится, к пассивным кроссоверам – о них тоже ещё отдельно поговорим.

-8
-9

Теперь НЧ/СЧ динамики Helix Ci7 W200FM-S3 – эти уже 8-дюймовые. Вернее, почти 8-дюймовые: монтажные отверстия чуть меньшего диаметра, чем обычно, а именно – 174 мм (для установки в измерительные боксы даже пришлось печатать отдельные колечки). Выполнены из того же конструкционного пластика.

-10
-11

Правда, что касается внешнего диаметра, тут получилось двояко. Фланец самого динамика имеет диаметр 196 мм, но сверху на него можно защёлкнуть кольцо, прижав им защитную сетку (в 8-дюймовой модели они идут в комплекте), и внешний диаметр будет более привычным – 209 мм.

-12

А вообще, подобные игры с размерами имеют вполне определённую цель – уместиться в как можно большее число штатных мест, имеющих номинальный 8-дюймовый калибр. Для этого в Audiotec Fischer есть немалый ассортимент переходных колец под разные авто – они печатаются на «принтерной ферме» непосредственно в Германии, там же, где расположено и основное производство акустики.

Для примера, на фото ниже – комплект для автомобилей Porsche. Идёт, как и полагается, с кучей прокладок и всякой установочной мелочёвки. Для 6,5-дюймовых Ci7 W165FM-S3 тоже есть аналогичные адаптеры.

-13

Материал диффузоров в описании – всё тот же Ultra High Damped Crafted Paper, лицевая поверхность выглядит как у 6,5-дюймового динамика, но фактура тыльной части больше характерна для прессованной целлюлозы.

-14
-15

Звуковая катушка – тоже диаметром 37 мм, но намотка чуть выше – 13,8 мм, а линейный ход Xmax – по 3,9 мм в каждую сторону. Магниты в 8-дюймовой модели крупнее – диаметром 10 см.

-16

Клеммы у 8-дюймовых динамиков, опять же, универсальные FlexConnect с лопаточками, ну и хвосты проводов в комплекте тоже идут.

-17

Идём дальше, среднечастотники Helix Ci7 М100FM-S3. Это полноценные 4-дюймовые динамики, но без монтажных колец их внешний диаметр составляет всего 98 мм.

-18
-19

И вы только посмотрите, какова монтажная глубина – всего лишь 27 мм. Меньше 3 сантиметров, Карл!

-20

Понятно, при таких размерах моторы построены на неодиме, но интересней другое – технологически они во многом повторяют среднечастотники Brax Matrix ML3. В описаниях проскакивают упоминания «пуш-пульной» магнитной системы, правда, без подробностей на этот счёт применительно конкретно к Ci7.

-21

Диффузоры – опять же бумажные, с лицевой части выглядят так же, как и у остальных динамиков линейки. Колпачки – мягкий пластик. Подвесы – с небольшими кольцевыми утолщениями для гашения резонансов, дающих обратное воздействие на края излучающего конуса.

-22

Подключение – только через разъёмные соединения, на этот раз без «лопаточек».

-23

Хвосты проводов, разумеется, в комплекте. Плюс кольца, которые превращают компактные динамики с минималистскими фланцами в стандартные 4-дюймовые – они просто надеваются на динамик и фиксируются поворотом. Система крепления получила название FlexMount100.

-24

При необходимости можно купить комплект под конкретное авто, и без проблем поставить динамики вместо любых штатных 4-дюймового калибра. Ну и, соответственно, подключиться через штатные разъёмы безо всякой «хирургии».

-25

Теперь высокочастотное звено – твитеры Helix Ci7 Т20FM-SС. Сами по себе они крайне компактные, диаметр по фланцу – всего 32 мм. Однако в комплекте идёт куча установочных аксессуаров, с ними твитеры можно установить врезным монтажом или даже на поверхность. Про провода не говорю – имеющиеся хвосты явно намекают на подключение к штатной проводке, а дополнительные переходники в комплекте позволяют подключиться, если нужно, к пассивным кроссоверам Helix.

-26

Вот и добрались до пассивных кроссоверов Helix Ci7 FX-UNI.2. Для них понятие универсальности, кажется, выходит на новый уровень.

-27

Смотрите, с виду вроде бы обычные кроссы в традиционном исполнении. Разве что, подключение проводов не винтиками, как обычно, а через разъёмы (те самые, хвосты с которыми идут вместе с динамиками). Но если открыть крышку и посмотреть внимательней, то оказывается, что платы можно вынуть из своих корпусов и располовинить.

-28

Для таких случаев в комплекте даже идёт термоусадка. Вынули, сняли перемычки, соединяющие две части, разломили, каждую часть одели в свой «чехол» – получилось компактно, можно подключать биампингом, да и разместить удобней.

-29

Больше того, эти кроссоверы универсальны и с точки зрения использования. С ними можно построить пассивную двухполоску с любыми динамиками серии Compose i7 – нужно всего лишь переставить перемычки НЧ/СЧ звена в нужное положение.

-30

В ВЧ звене предусмотрены несколько положений уровня твитера.

-31

Вот это я понимаю, правильная универсальность – не просто один кроссовер на несколько моделей, а именно с характеристиками, адаптированными под каждое сочетание динамиков.

Измерение параметров и анализ работы динамиков

Формально динамики названы 3-омными, однако жёсткой просадки импеданса ни на одном из частотных диапазонов не наблюдается. Поэтому если решите ограничиться простым апгрейдом с заменой акустики, можно спокойно ставить их вместо штатных 4-омных динамиков – получите небольшой прирост в отдаче, практически не нагружая при этом усилительную часть системы. Хотя, конечно, серия Ci7 больше тяготеет к использованию не со штатными, а с нормальными усилителями, в том числе процессорными.

-32

Заявленные/фактические параметры Helix Ci7 W165FM-S3:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,6 л / 13,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,00 / 3,65
  • Qes (электрическая добротность) – 0,68 / 0,66
  • Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,55
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,8 г / 12,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м / 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 88,1 дБ

Заявленные/фактические параметры Helix Ci7 W200FM-S3:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц / 51 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20,8 л / 23,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,04 / 8,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0,78 / 0,68
  • Qts (полная добротность) – 0,69 / 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 25,6 г / 22,9 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м / 5,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 88,7 дБ

Заявленные/фактические параметры Helix Ci7 M100FM-S3:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 85 Гц / 89 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 2,5 л / 2,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,58 / 4,37
  • Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,47 / 0,48
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 5,9 г / 5,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м / 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,0 дБ / 86,7 дБ

Анализ работы мидбасовых динамиков Helix Ci7 W165FM-S3

Спокойная и ровная АЧХ без всплесков на верхнем краю рабочего диапазона, диффузор ведёт себя прилично, не звенит и не ломается. Вниз динамики тоже забираются неплохо. Настройка системы обещает быть предсказуемой – никакие артефакты не придётся нивелировать фильтрами. Единственное, что хоть как-то привлекает внимание – небольшой локальный резонанс в районе 1-1,5 кГц, на пару децибел съедающий отдачу в этом диапазоне. Но особой погоды он не делает, так что во внимание можно не принимать. С понижением частоты гармонические искажения растут плавно, не скачкообразно, к отметке 50 Гц лишь едва переваливая за 1%.

-33
-34
-35

Анализ работы мидбасовых динамиков Helix Ci7 W200FM-S3

8-дюймовые динамики забираются заметно глубже в басовую область, причём даже без роста КГИ внизу. Но на верхнем краю диапазона спад отдачи начинается раньше – уже после 3 кГц. К слову, тоже никаких признаков звона диффузора или его ломки.

-36
-37
-38

Анализ работы среднечастотников Helix Ci7 M100FM-S3

Пожалуй, одни из самых интересных 4-дюймовых СЧ динамиков, которые доводилось встречать. Обратите внимание на фазу излучаемого сигнала – полное отсутствие резких «ступенек», очень хорошая линейность. Диффузор не колбасит, подвесы ведут себя предсказуемо. Очень плавный подъём отдачи выше 1,5 кГц настройке не помешает. Возможно, только ФВЧ будет лучше выбрать с невысокой добротностью (например, характеристики Линквица или Бесселя). Внизу – тоже обошлось без раннего роста искажений. Потом ещё оценю на слух, что умеют эти динамики.

-39
-40
-41

Анализ работы твитеров Helix Ci7 Т20FM-SС

Высокочастотники в серии Ci7 примечательные и во многом даже необычные. Как и подобает 20-миллиметровому калибру, очень хорошо тянутся вверх по частоте. Но при этом, в отличие от подавляющего большинства твитеров этого размера, при снижении частоты тоже не теряются – результат грамотного применения акустической камеры. Можете, кстати, вернуться к графикам импеданса – резонанс тут ниже 1 кГц, что в подобной «мелюзге» встречается нечасто. Короче, сочетают в себе достоинства мелких твитеров и излучателей с более крупными куполами.

-42
-43

Включение через пассивный кроссовер Helix Ci7 FX-UNI.2

На кроссах долго останавливаться не стал. Они, конечно, позволяют построить 2-полоску с любыми НЧ/СЧ динамиками из серии Ci7, но основная их востребованность, на мой взгляд, будет со среднечастотниками – при построении «полупоканальных» 3-полосных систем (НЧ/СЧ – от одной пары каналов усиления, а СЧ/ВЧ звено – от другой пары, с пассивным разделением между собой). Акустически полосы стыкуются между собой в районе 3-3,5 кГц:

-44

А что на слух?

Понятное дело, звучание готовой системы будет зависеть от настроек, поэтому пробегусь лишь по выявленным в ходе экспериментов особенностям, которые могут пригодиться в настройке.

Helix Ci7 W165FM-S3. Динамики достаточно басовитые. И пусть хлеб у сабвуфера отнять не пытаются, но до сабвуферного диапазона добираются более чем уверенно. По своему характеру бас аккуратный, без лишней жёсткости или «колотилова», при этом хорошо проработанный (если с оформлением не напортачить). Контрабас – не тощий, бас-гитара не гудит, наполнение бас-бочки не теряется. Хорошо, в общем.

Если использовать в 2-полосных системах, лучше подобрать «низкоиграющие» твитеры. Поэкспериментировал с Ci7 Т20FM-SС – свободы при стыковке полос не слишком много, я бы начинал искать оптимальную настройку ФНЧ в районе 3,5-4 кГц, ну а дальше – по ситуации. Хотя, как по мне, в 3-полоске разрешение в СЧ диапазоне всё же будет поинтересней.

Helix Ci7 W200FM-S3 – эти умеют забираться вниз заметно глубже, субъективно это вообще первое, что обратило на себя внимание. Бас массивнее, чем у 6,5-дюймового калибра, на электронной ритмичной музыке басовые удары более плотные, «вкусные». Сложилось впечатление, что за счёт более тяжёлой подвижки 8-дюймовые динамики требовательнее к способности усилителя контролировать нагрузку, но это как бы логично.

Несмотря на то, что кроссоверы Ci7 FX-UNI.2 допускают построение 2-полоски с этими динамиками, я бы предпочёл использовать Ci7 W200FM-S3 только в 3-полосных системах – естественный спад выше 3 кГц предявляет уж слишком высокие требования к твитерам. И хоть те же Ci7 Т20FM-SС в этом смысле могут многое, стыковка полос получается совсем «натянутой». Короче, «восьмёрку» – точно в трёшку.

Helix Ci7 М100FM-S3 – классные среднечастотники, понравились. Для своего размера хорошо забираются вниз по частоте. Без крайностей, но на настройку ФВЧ 200-250 Гц реагируют спокойно, а это обычно как раз то, что нужно при замене штатных динамиков этого калибра.

Однозначно лучше работают во Free Air (ну или близко к нему). Зажимать их в тесные объёмы – не нужно, звук грубеет, уходит лёгкость подачи, начинают звучать «дёшево». Впрочем, если речь о штатных местах, то там практически всегда получается нужное для них оформление.

Наверху хорошо стыкуются с Ci7 Т20FM-SС в том числе и фильтрами невысоких порядков. Нивелировать какие-то артефакты (звоны диффузоров и прочие непотребства, которые потом всё равно начинают мешаться) не приходится. Конечно, многое будет зависеть от взаимного расположения излучателей, но свобода в настройке в любом случае есть – это главное.

Helix Ci7 Т20FM-SС – при должной настройке вполне нейтральные по своей подаче твитеры, хорошо чувствуют себя на самом верху, не «тускнеют». Если не знать, что купола у них всего лишь 20-миллиметровые, то можно подумать, что они, как минимум, 25-миллиметровые.

В ходе экспериментов неизменно получалось наиболее ровная стыковка с СЧ звеном при очень лёгком развороте твитеров. Сильно крутить их не обязательно, но когда они видны под небольшими углами, это позволяло стыковать полосы как-то цельнее что ли. По крайней мере, при близком расположении с СЧ динамиками.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Серию Ci7 можно назвать настоящим конструктором – недаром все полученные награды EISA и Car&HiFi так или иначе связаны с возможностями интеграции. Причём конкретно в данном случае речь идёт не о простеньком улучшении штатного аудио, а об апгрейде более высокого уровня. Не скажу за линейки помладше (CB, Ci3 и Ci5), но конкретно Ci7 лучше выбирать для работы не со штатными, а с более мощными (в том числе процессорными) усилителями.

Короче, хороший выбор, когда нужно получить весомый результат, но сэкономить время инсталлятора и, самое главное, минимизировать вмешательство в салон. Впрочем, чего уж там, и в кастомные системы эта акустика тоже отлично зайдёт.

Плюсы:

  • Возможность получить ощутимый результат без изменений в салоне
  • В серии предусмотрено большое число адаптеров и переходников
  • Очень удобные в установке СЧ с редким звуковым потенциалом
  • Отсутствие артефактов, которые пришлось бы нивелировать настройками

Минусы:

  • С учётом применения этой акустики критичных минусов не обнаружено