Найти в Дзене

Музей волгаря: тайны и легенды речного судоходства

Оглавление

Подлинный фонарь-прожектор Кулибина, увеличивающий силу света в 500 раз, чертежи коноводки Михаила Сутырина от 1826 года, модели паровых машин и котлов, «царицы Волги» беляны и «летающие» суда — всё это экспонаты Музея речного флота, который действует более 100 лет. 90 из них уникальная экспозиция работает в Волжском государственном университете водного транспорта в Нижнем Новгороде.

Как создавался и расширялся крупнейший в стране музей, посвящённый развитию речного транспорта в России, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

В залах Музея волгаря в Саратове, 1920-е годы. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
В залах Музея волгаря в Саратове, 1920-е годы. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

Из моряков в историки

История уникальной экспозиции всероссийского значения началась с комнаты в клубе водников Саратова в октябре 1921 года. Организатором и первым директором Музея волгаря в 1920 — 1930-х годах был Федор Родин, 25-летний штурман дальнего плавания.

В свободное от работы время он изучал различные документы по истории судоходства, бурлачества и биографии речников. Когда навигация завершалась, штурман посещал лекции профессора Саратовского университета Бориса Соколова, ученого-этнографа, фольклориста, первого директора Саратовского областного музея.

Так и родилась идея создания первого в стране музея речного флота, которую поддержали речники и сам профессор Соколов. Увлеченный историей Федор Родин поступил на историко-филологический факультет и погрузился в музейное дело. Он организовал несколько экспедиций в десятки городов и поселений Поволжья, чтобы буквально по крупицам собрать исторические, технические и этнографические сведения о волжском судоходстве и первые экспонаты.

Из экспедиции Федор Родин привез уникальные фотографии старинных волжских судов. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
Из экспедиции Федор Родин привез уникальные фотографии старинных волжских судов. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

Результатом этой работы стали многочисленные материалы по истории флота на Волге и Каме. Родин собрал коллекцию макетов речных судов разных типов:

· первые деревянные лодки причудливых форм и конструкций — древние насады, гусяны, мариинки;

· огромные одноразовые сплавные беляны («царицы Волги»);

· коломенки, на которых еще Петр Iходил в Персидский поход;

· расшивы, которые бурлаки по Волге водили;

· коноводки;

· сухогрузы и пассажирские теплоходы.

💡Кстати, историю древних судов читайте в специальном разделе на канале «История Волжского пароходства».

В экспедиции 1924 года в селе Исады Макарьевского уезда Нижегородской губернии местный житель М. В. Козин подарил Федору Родину модель коноводки, которая уже в то время представляла собой историческую ценность. Уменьшенную копию подлинного судна 1850 года постройки изготовил крестьянин Андрей Фомин. Впоследствии экспонат передали в Москву.

Старинная фотография крестьянина Фомина, создателя моделей древних судов. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
Старинная фотография крестьянина Фомина, создателя моделей древних судов. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

Среди экспонатов Музея волгаря были коллекции редких фотографий, судовых резных украшений, фонарей, свистков, рупоров, предметов быта бурлаков, а также собрание старинных книг по истории Нижнего Поволжья, волжского судоходства, лоцманских карт, путеводителей.

«В то время еще можно было найти резные доски, служившие для обшивки старинных волжских судов. Были собраны не только фото, но и натурные сигнальные элементы: чугунный колокол, воздушная труба, рупор, сигнальная доска, судовые фонари. Истории быта и труда речников уделялось много внимания. В экспозиции Музея волгаря был инвентарь волжского рыбака: крючки, сети, неводы, бредни, вентеря, острога, рыбацкая кошка, снимки рыболовецких судов. Во время экспедиций Родин собирал типажи речников, фотографируя их за работой. О жизни водников до появления пароходов можно было судить по бурлацкой лямке и биркам, самотканому костюму, артельной чашке, жгуту для погрузки и выгрузки кулей, а также по бурлацким песням», — рассказала Галина Абаева, работавшая директором Музея речного флота.

На стендах саратовской экспозиции можно было увидеть снимки матросов, лоцманов, капитанов начала XX столетия, их форменную одежду, обстановку и утварь кают, лоцманские аттестаты, а также расчетные листы кочегаров и других судовых рабочих, дающие представление об условиях труда и зарплате конца XIX — начала XX веков.

Музей развивался, увеличивался фонд экспонатов. Из комнаты в клубе водников он переехал в канцелярию районного культурно-просветительского отдела рабочих водного транспорта, затем в здание бывшего особняка И. П. Шмидта. Гигантская работа, проделанная Федором Родиным, впечатлила не только саратовских коллег — в 1930 году его перевели в Москву. В столице создавался Центральный музей транспорта, Федор Николаевич возглавил отдел речного флота. А его музейное дело на саратовской земле продолжил друг Родина — директором Музея волгаря стал Николай Кузьмин, историк по образованию, который занимался культпросветом в местной администрации, много работал с молодежью.

Федор Родин (справа) и Николай Кузьмин в Нижегородском музее речного флота рассматривают макет беляны. 1973 год. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
Федор Родин (справа) и Николай Кузьмин в Нижегородском музее речного флота рассматривают макет беляны. 1973 год. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

Уникальный музей в Горьком

В 1935 году началась новая эпоха в истории Музея волгаря: из-за отсутствия помещения Николай Кузьмин предложил перевезти экспозицию из Саратова в Горьковский институт инженеров водного транспорта (сейчас ВГУВТ). Музей разместился в только что построенном учебном корпусе.

«Николай Иванович вложил много труда, инициативы и энергии в дальнейшее развитие музея, в изготовление и приобретение моделей судов, паровых машин, карт, картин, альбомов фотографий. Кузьмин вместе с музеем переехал из Саратова в Горький и заведовал экспозицией до ухода на пенсию в 1963 году. Но и после выхода на заслуженный отдых Николай Иванович не порывал связи с музеем и до самой смерти в 1985 году являлся внештатным сотрудником, проводил экскурсии. По воспоминаниям людей, знавших Кузьмина, он был обаятельнейшим человеком, интеллигентным, скромным, трудолюбивым, беззаветно преданным музейному делу», — писал о коллеге Сергей Волков, директор Музея речного флота в 1988 — 2007 гг.

В 1963—1971 гг. сменилось несколько руководителей музея: Василий Коршунов, Михаил Песин, Юрий Ларин. 17 лет его директором был Леонид Тарасов, потомственный волгарь. Его отец трудился капитаном колесного парохода «Алеша Попович». Леонид Константинович работал на волжских судах в разных должностях, параллельно учился в Горьковском речном техникуме на судомеханика и судокорпусника, затем в Ленинградском институте водного транспорта по специальности «Механизация портов и пристаней». Участник Великой Отечественной войны, подполковник, Леонид Тарасов долгое время трудился на судостроительном заводе Северного флота.

«Леонид Константинович – волгарь «по крови», моряк по зову души. Почти 20 лет своей жизни он посвятил миссии сохранности истории речного флота и пропаганде его достижений среди молодежи. Леонид Константинович проявил инициативу по приобретению моделей. Диорама «Бурлаки на Волге», цветные витражи на лестничном марше в учебном корпусе института — результат его труда. Он активно занимался обновлением экспозиции, составил тематическую выставку-лекцию по развитию судоходства на Волге, подготовил и издал путеводитель по Музею речного флота «От расшивы до крылатых кораблей», — писала о нем Галина Абаева.

Модель старинного деревянного судна расшивы, которую тянули бурлаки на картине Репина. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
Модель старинного деревянного судна расшивы, которую тянули бурлаки на картине Репина. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами из личных коллекций специалистов и ветеранов Волги. Например, Я.П. Ефремов, механик волжского флота, судомоделист, изготовил и передал в музей 16 действующих моделей судов, в том числе работающий макет судовой вертикальной паровой машины двойного расширения.

С 1988 по 2007 год музеем заведовал Сергей Волков, выпускник Горьковского речного училища, судостроитель, кавалер орденов Ленина, Почетный работник транспорта РФ. Благодаря ему увеличилась площадь экспозиции, она стала кольцевой.

Директором после ухода Волкова назначили выпускника ГИИВТа, кандидата технических наук Игоря Данилова. Он бросил все силы на сохранение накопленного материала. Проводилась кропотливая работа по реставрации моделей. В 2010 году Музей речного флота получил престижную награду «Международный приз нового тысячелетия «За качество».

С 2010 года за главную коллекцию истории речного флота отвечала Галина Абаева. Под руководством Галины Павловны обновили экспозиции в залах деревянного судостроения, развития пароходной техники XIX столетия, Волжских военных флотилий 1918 г. и 1941 г., силовых энергетических установок, грузового флота в XX столетии, пассажирского XX века, скоростного флота. В настоящее время директор Музея речного флота ВГУВТ — Ирина Гаранина.

Коллекция судов поражает: от старинных лодок до современных теплоходов и «летающих» кораблей. Фото из архива Музея речного транспорта.
Коллекция судов поражает: от старинных лодок до современных теплоходов и «летающих» кораблей. Фото из архива Музея речного транспорта.

История в подлиннике

В Музее речного флота до сих пор сохранились подлинные чертежи и модель водохода И.П. Кулибина, построенная и испытанная в 1782 году на Неве в Петербурге и в 1804-м на Волге в Нижнем; реестр из 37 его изобретений с автографом автора.

Ценный экспонат — подлинный фонарь Кулибина, увеличивающий силу света в 500 раз. Первый в мире прожектор изобретатель показал 245 лет, вывесив за окном своего дома в северной столице. «Санкт-Петербургские ведомости» сразу выпустили новость:

«Санкт-Петербургской Академии наук механик Иван Петрович Кулибин изобрел искусство делать составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится одна только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в 500 раз противу обыкновенного свечного света и более… Оно может поставляться и на чистом воздухе в фонаре: тогда может давать от себя свет даже на несколько верст...»

В музее выставлена модель водохода Кулибина, подлинный фонарь, увеличивающий силу света в 500 раз, уникальные документы изобретателя. Фото Киры Мишиной
В музее выставлена модель водохода Кулибина, подлинный фонарь, увеличивающий силу света в 500 раз, уникальные документы изобретателя. Фото Киры Мишиной

Разработка для того времени инновационная: внешне похожая на фонарь, она была оснащена параболическим отражателем из маленьких зеркал, который многократно усиливал сияние огня. Изобретение механика-самоучки было представлено императрице Екатерине II и ознаменовало новую эру развития технической мысли. «Кулибинский фонарь» использовали для освещения улиц, на флоте, на производстве. Правда, чаще его применяли для украшения дворцов знатных особ и на увеселительных мероприятиях.

Сохранились Морской устав Петра Великого 1721 года, уникальные чертежи коноводки Михаила Сутырина от 1826 года, камских сплавных судов и соляных барж с коноводным приводом XVIII — начала XIX века, атлас чертежей паровых машин В. И. Калашникова, российского конструктора второй половины XIX века.

Коллекция судов в музее поражает: это и старинные лодки, и модели первых пароходов и теплоходов, и скоростные суда на подводных крыльях, воздушной подушке, и экранопланы. Здесь собраны все суда, когда-либо ходившие по Волге. Представлены также модели паровых машин и котлов, гребных колес, сцепных устройств для барж.

Музейные фонды включают сотни книг по истории речного транспорта, в том числе издания XVIII, XIX и начала XX века, тысячи фотографий и негативов Карелина, Дмитриева и других фотомастеров. Это настоящая сокровищница истории волжского судоходства, с котором может познакомиться любой желающий.

Читайте также:

Что скрывает Волга? Открытия главного историка реки Ивана Шубина.